Russian Federation
BBK 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
v stat'e rassmatrivayutsya aktual'nye aspekty problem social'no-prostranstvennoy stratifikacii, kak odnoy iz form strukturirovaniya sovmestnoy sredy, ocenka pozitivnyh/negativnyh storon dannogo fenomena, metodologicheskie podhody k ego issledovaniyu. Pri sozdanii universal'noy sredy zhiznedeyatel'nosti, sootvetstvuyuschey maloy social'noy gruppe naseleniya, trebuetsya sistemnyy podhod k proektirovaniyu
zhilaya sreda, social'naya gruppa, straty, stratifikaciya
Качественный скачок в изменении состояния российского общества, своего рода мирная революция, пережитая им в последние два десятилетия, подходит к своему завершению. По крайней мере, с точки зрения изменения социальной структуры общества, наступает период относительно спокойного эволюционного развития.
Годы реформ привели к серьезным переменам не только в экономической, но и в социальной жизни России. На протяжении всего двух десятилетий качественно изменилась и структура общества, и социальный статус большинства его членов. Вряд ли будет преувеличением сказать, что в ходе прошедшей за эти годы глобальной трансформации над десятками миллионов людей невольно был поставлен эксперимент по проблемам стратификации.
Будучи структурно сложной социальной системой, общество состоит из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных между собой структурных элементов, среди которых социальные группы занимают самое видное место. Социальная группа – это форма устойчивого взаимодействия определенного количества индивидов друг с другом в течение длительного времени на основе общих интересов. Различия в интересах людей приводит к их неодинаковому положению на ступеньках социальной иерархии.
Социальная стратификация (от лат. stratum: слой) - это структурированное неравенство, существующее между различными группами людей.[4] Иначе говоря, стратификация – это деление общества на группы с разным, часто неравным положением на социальной лестнице.
Страта представляет собой элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным). Страты конструируются на основании многомерной классификации и часто организуются в иерархический порядок.
Критерии конструирования страт зависят от целей исследования и от того, что считается важным в данном определённом исследовании и данной определённой модели. Это может быть один признак: пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, область интересов, место проживания и т. п., или сочетание нескольких признаков (характеристик).
Причиной развития стратификации первоначально служило разделение общества на социальные слои - касты (в Индии), сословия, классы, страты. В ходе истории на них накладывались такие параметры как национальная, расовая, религиозная принадлежность. В мусульманских странах также добавлялось пространственное разделение населения по половому признаку.
Социальная стратификация описывает неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Каждая страта включает людей с приблизительно одинаковым уровнем дохода, власти, образования и престижа.
На основе модели стратификации современного Российского общества можно выделить стратификационные слои, наиболее соответствующие территориальному сообществу любого города.
В условиях современных проблем перенаселенности мест обитания, «сжимающихся городов» необходимость качественного преобразования жилой среды для создания неконфликтного, безопасного, максимально комфортного и социально экологического пространства для жизнедеятельности человека, в независимости от его положения в социальной структуре, становится одним из главных вопросов цивилизованного общества.
Жилая среда понимается как искусственно сформированная иерархическая структура, охватывающая и организующая процессы жизнедеятельности человека в рамках как отдельной семьи, так и поселения в целом. [3,с.71]
К структурным уровням жилой среды с определенной степенью условности можно отнести: город (городское или сельское поселение); жилой район; меж-магистральную территорию (микрорайон); группу жилых домов; жилой дом; квартиру; зону индивидуального пользования. [1]
На градостроительном уровне, в пределах жилого района или микрорайона, жилого образования, жилая среда представляет собой совокупность элементов природного окружения, жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, коммуникаций (в том числе транспортных и пешеходных), элементов благоустройства территорий, зон отдыха т. п.
На уровне жилого здания жилая среда представляет собой совокупность квартир, коммуникационных путей, систем инженерного обеспечения, помещений общественного назначения, придомовой территории. Качество жилой среды определяется полнотой учета основных функциональных формообразующих параметров, а именно социально-демографических, функционально-планировочных, природно-климатических, гигиенических, технических, эстетических.
Решение социально - ориентированных задач архитектурно-градостроительного проектирования группы жилой, смешанной жилой застройки направлено на создание среды жилой группы как устойчивого социально - пространственного комплекса, способствующего формированию соседства.
Цель исследования диссертационной работы - выявить типологические особенности формирования новых жилых ячеек с учетом разнообразия современных стратов, определить их необходимую функциональную структуру и новые планировочные элементы с учетом потребностей людей.
В теоретических работах по градостроительству и социальной географии под стратификацией в основном понимается социальная иерархия городских пространств, заключающаяся в неравномерном распределении общественных благ и разном качестве условий проживания. Данный подход обычно подразумевает средний уровень рассмотрения проблемы - разделение населения в границах города, в масштабе районов, улиц и кварталов. При таком подходе пространственному разделению приписывается вынужденный или добровольный характер.
Однако наибольшую разработку понятие получило в социологических науках, в них под социально-градостроительной стратификацией понимают разделение людей на категории, затрудняющие контакты между группами и ограничивающие сферы жизнедеятельности, с возможным появлением не только физических, но и психологических границ.
Основным преимуществом пространственного расслоения называют психологический комфорт от нахождения в социально однородной среде. Для представителей городской элиты проживание на престижной территории не просто более комфортно, но также носит символический характер, служит для поддержания общественного статуса, ощущения безопасности и максимальной изоляции личной жизни от посторонних. В то же время представители более низких слоёв чувствуют себя увереннее среди людей того же достатка, где могут рассчитывать на помощь и понимание.
Современная жилищная политика в России рассматривает человека лишь с позиции уровня его экономической обеспеченности. Вследствие этого площадь и качественный уровень жилища определяются не потребностями тех или иных социальных групп населения, а их экономическими возможностями. В результате такого подхода проектирование и строительство социального жилья ведется, исходя из удешевления затрат, и в процесс проектирования перестают входить такие понятия, как комфортность, эргономичность, образ жизни человека.
Потребитель из высокообеспеченных слоев населения имеет больше возможностей выбора, в то время как для слоев населения с низким достатком в современных социально-экономических условиях нет выбора. Архитектор в значительной степени определяет характер жилой среды и принимает на себя ответственность за неприемлемые для проживающих в ней людей решения.
Возможность осуществления функциональных процессов, происходящих в жилище, является критерием комфортности или дискомфортности проживания.[2] На то, как будут осуществляться жизненные функции человека в жилище, влияет программа строительства, задаваемая архитектором. Для того, чтобы ее задать, необходимо определить потенциальных жильцов и адаптивный ресурс архитектуры, приспособленной к различным образам жизни обитателей. В жилой среде всегда осуществляется множество функциональных процессов, в том числе она является основным местом релаксации и восстановления человека, «убежищем от опасностей».
Персонализированная среда рассматривается как основная исходящая от человека форма структурирования окружающего мира. Персонализация среды – это определениеместа, территории, помещения как «своего», что обычно включает отделение, ограничение данного места физическими или социальными барьерами, контроль данного места и ощущение его «своим» (идентификация). Чем больше времени проводят люди в определенном месте, тем сильнее их самоидентификация с ним и тем обширнее территория, которую они считают своей.
Приватность - это центральный регуляторный процесс, посредством которого персона или группа делает себя более или менее открытой и доступной для других, селективный контроль доступности человеческого «Я», синтез стремления быть в контакте и вне контакта с другими; это процесс установления межличностных границ [5]. Несколько иначе приватность можно описать как диалектический процесс поиска взаимодействия и его ограничения, установление баланса между открытостью и закрытостью, оптимизацию интенсивности и избирательности общения.
Таким образом, анализ типологии стратов и их социально-функциональных потребностей показывает на необходимость разработки новой системы архитектурных жилых ячеек, базовых параметров необходимого набора помещений. Социальные группы и их потребности являются определяющими факторами в проектировании набора помещений и внешнего облика жилого здания. Архитектурно-градостроительное проектирование жилой группы, учитывающее потребности ее жителей не только как индивидуумов, но как соседского сообщества, способствует формированию жилой застройки с более сложными, разнообразными и приближенными к человеку средовыми качествами.
1. Bankovskaya S. P. Strangers and boundaries: the concept of social marginality // Otechestvennye Zapiski. 2010 - №6. P. 457-467
2. Wilkowski M. B. the Sociology of architecture. - M.: Fund "Russian avantgarde", 2010. - 592 p
3. Gail Y. City for people /Per. s angl.//Ian Gale. - M.: "Krost". 2012. - 276 p.
4. Kiyanenko, K. V. Guide to areas of social knowledge in the architecture and surroundings // Architectural Bulletin. 2014 - No. 5 (110)
5. Platonov, G. D. Socio-demographic bases of design of cities and dwellings / G. D. Platonov. - L.: Stroiizdat, 1979.