Ramenskoe, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
BBK 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BISAC BUS069020 International / Economics
The article analyzes the origins and causes of the economic confrontation between China and Western countries, assesses the consequences of the sanctions imposed against China at different stages of its economic history. The author also identifies the most serious threats and risks for China associated with its cooperation with the United States and its allies, and draws conclusions about the necessary steps to level them.
China, USA, sanctions, trade war, technological threat, decoupling
Введение
История взаимоотношений Китая со странами Запада достаточно длительная и сложная, демонстрирующая, что не всегда торгово-экономические отношения Китая с зарубежными партнерами выстраивались в интересах его национальной безопасности, а интеграция в мировую экономику становилась ловушкой для решения своих внутренних проблем. Наиболее драматично развивались взаимоотношения Китая сначала с Великобританией, а на современном этапе с США. В первом случае Великобритания стремилась к освоению китайского рынка сбыта и завладению крупнейшими торговыми портами в Китае, во втором случае США пытаются вытеснить Китай с мирового рынка и ограничить его присутствие в других чувствительных для США регионах мира. В ключевом для США документе «Стратегия национальной безопасности», обнародованном осенью 2022 года, США «формулируют свою политику в отношении Китая как «стратегическую конкуренцию» и настаивают на подавлении Китая, прежде всего, с помощью экономических методов и инструментов, чтобы сдержать его технологическое развитие. Таким образом, находя формальные поводы для противодействия китайцам с помощью санкций и торговых войн глубинной причиной являются растущие амбиции Китая на экономическое и технологическое лидерство в мире.
Истоки противоборства китайской и западной цивилизаций
Являясь мощной цивилизацией, Китай вплоть до XIX века оставался достаточно закрытой для иностранных торговцев экономикой мира и четко соблюдал свои национальные интересы в торговле с зарубежными партнерами. Это не могло не волновать растущую Британскую империю, которая остро нуждалась в расширении своего влияния на Китай. В то же время китайская экономика была вполне самодостаточной и не нуждалась в экспортных товарах, при этом готова была продавать свои товары за серебро и только в одном порту – Гуанчжоу. Покупать у китайцев чай, шелк и прочие товары за серебро было невыгодно, поскольку торговля фактически была односторонней, тогда британцы путем подкупа чиновников времен династии Цин стали наращивать продажу опиума в Китай, что привело к опиумному буму. Во-первых, наркотики употребляло практически все население Китая, во-вторых, торговый баланс Китая из положительного превратился в отрицательный и знаменовался оттоком серебра из империи. В результате в марте 1839 году последовало требование от Китая сдать весь опиум и разрешение торговать в Гуанчжоу только тем, кто давал письменное обязательство не ввозить опиум. А уже в декабре 1939 года император Мяньнин объявил государство закрытым для британских торговцев. Это стало причиной первой «опиумной войны» Британской империи с Китаем. Вследствие военного превосходства Британской империи война завершилась фактическим поражением Китая. По Нанкинскому договору 1842 года династия Цин выплачивала Британской империи контрибуцию в размере 15 млн. лянов серебра, отдавала британцам остров Гонконг и разрешала торговать еще в четырех портах помимо Гуанчжоу [2].
Однако со временем британцам стало мало пяти портов для торговли с Китаем, а в колониях нужна была дешевая рабочая сила, которой могли стать китайцы, поэтому найдя формальный повод в 1856 году была развязана вторая «опиумная война» с Китаем, к которой также присоединилась на стороне Великобритании Франция. В результате в июне 1858 года после неудач китайской стороны были подписаны Тяньцзинские соглашения, в ходе которых для иностранной торговли открывались еще 11 портов, иностранцы получали право свободного передвижения по империи, разрешалась миссионерская деятельность и выплачивалась контрибуция в размере 4 млн. лянов серебра каждой из стран-победителей. Однако эти соглашения так и не были ратифицированы сторонами и под натиском новой атаки со стороны британско-французской армии Китай был вынужден уже в 1860 году пойти на более худшие условия для восстановления мира. Размер контрибуции возрос до 8 млн. лянов серебра каждой выигравшей стране, для иностранной торговли также открывался Тяньцзинь, подданных империи разрешалось использовать для работы в британских и французских колониях, в Пекине открывалось британское посольство, а христианским миссионерам разрешалось покупать землю и возводить на ней свои храмы [2].
Таким образом, в результате двух «опиумных войн» Китай фактически оказался вассалом Запада и спад китайской экономики существенно ускорился. Это был самый длительный экономический спад в истории Китая, который продлился вплоть до конца 70-х гг. XX века, когда к власти в Китае пришел Дэн Сяопин, объявивший о политике «открытости и реформ». Можно констатировать, что первый опыт тесного взаимодействия Китая с Западом принес исключительно негативные последствия для китайской экономики, поэтому этим во многом можно объяснить стремление Китая после торжества революции выбрать альтернативный Западу путь экономического и идеологического развития.
Вместе с тем пришедший к власти Дэн Сяопин после тесных контактов с американской администрацией выступил со знаменитой речью о построении социализма с китайским «лицом». Он обосновал концепцию, в соответствии с которой если выгодно использовать рыночные механизмы, то их нужно использовать, и это вовсе не будет означать отход от социализма. С этого момента начинается активная модернизация народного хозяйства Китая и осуществляется целый ряд мер по ускорению реформ. Быстрое развитие частных предприятий и ускоренный рост инвестиций в экономику из государственного бюджета привел к росту цен в среднем на 18-20%, следствием чего стало социальное расслоение в обществе, ухудшение материального положения и социальные протесты [4]. Апофеозом протестов стали события на площади Тяньаньмэнь, которые стали поводом для Запада обвинить Китай в нарушении прав человека.
Следом за обвинениями последовали санкции. Первыми об этом объявили США, которые приостановили политические контакты с КНР на высоком уровне, ввели мораторий на поставки в Китай продукции военного назначения, прекратили выдачу экспортных лицензий на поставку в Китай продукции двойного назначения, приостановили деятельность в Китае Агентства США по торговле и развитию, а также Корпорации частных иностранных инвестиций. Следом отреагировали нынешние государства-члены ЕС, которые следуя в фарватере санкционной политики США, также прекратили политические контакты с Китаем на высшем уровне, приостановили рассмотрение новых проектов двустороннего экономического сотрудничества, предоставление кредитов и гарантий при товарных поставках в Китай, прекратили военное сотрудничество, программы культурного и научно-технического сотрудничества. Япония также приостановила переговоры по программе помощи Китаю в размере 5,5 млрд. йен [4].
Самыми чувствительными для Китая в тот период стала инициатива со стороны США по прекращению выдачи Китаю новых кредитов по линии МВФ, «заморозка» переговоров о вступлении Китая в ВТО, а также приостановка автоматического продления РНБ.
На фоне санкций западных стран в китайском обществе и элитах развернулась дискуссия об изменении экономического и внешнеполитического курса. Но руководящему составу КПК удалось отстоять начатый Дэн Сяопином курс «открытости и реформ» с внесением некоторых макроэкономических корректировок в целях противодействия нежелательным последствиям санкций. В частности, были предприняты меры по недопущению роста инфляции свыше 10% в год, проведению более жесткой кредитной и финансово-бюджетной политики, уменьшения объема инвестиций в основные производственные фонды до уровня 1989 года, а также целый ряд других мер и реформ [4]. Предпринятые руководством КПК шаги, а также скорое осознание самими странами Запада контрпродуктивности своих санкций и возможных последствий от потери емкого китайского рынка, не привели к негативным последствиям в социально-экономическом развитии Китая.
В целях сохранения инвестиционной привлекательности китайской экономики Китай после снятия санкций и в преддверии вступления в ВТО пошел на либерализацию инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Так, был разрешен допуск иностранного капитала в ранее закрытые для него отрасли, ослаблена налоговая нагрузка для иностранных компаний и совместных предприятий, стал более активно развиваться фондовый рынок и банковский сектор, были снижены импортные пошлины на целый ряд товаров, стали развиваться частные предприятия и началось акционирование государственных предприятий [4].
Вместе с тем Китай сделал выводы в результате очередного столкновения своих национальных интересов с интересами Запада. Впервые в Китае обозначили приоритеты во взаимодействии со странами АТР, а не только США. Китай стал развивать более активное сотрудничество с другими развивающимися экономиками. Следующий виток напряженности в торгово-экономических отношениях Китая и США возник уже в середине 2010-х гг. и был обусловлен некоторыми корректировками внешнеполитического курса Китая после прихода к власти Си Цзиньпина.
Современные тенденции противостояния Китая и США
Си Цзиньпину удалось обновить внешнеполитическую стратегию Китая. Теперь она предполагала более активную позицию Китая на международной арене и возможность диверсификации торгово-экономического сотрудничества Китая с зарубежными партнерами «без оглядки» на США [3]. Практическим инструментом реализации «новой» китайской стратегии стала инициатива «Пояс и путь», предлагавшая сотрудничество с другими развивающимися странами на взаимовыгодных условиях. Также Китай предпринял ряд активных действий по закреплению его статуса лидера в мировой экономике. В частности, китайское руководство стало продвигать идею интернационализации юаня в противовес доллару, заявило о своем неприятии блоковой системе и односторонним санкциям, а также деградации мировой торговой системы. Также Китай заявляет о своих амбициях как военной, морской и торговой державы. В целом он стремится продвигать на международной арене «концепцию глобального управления, основанную на принципах совместных консультаций, совместного строительства и совместного пользования, твердо придерживаться подлинного мультилатерализма» [5].
Последовательность Китая в реализации заявленных целей стала неприятным сюрпризом для США, чье доминирование на международной арене было непререкаемым. Это заставило США предпринять ряд действий, которые трансформировались в серьезные угрозы для китайской экономики.
Наиболее мощной стала технологическая угроза китайской экономике. Китай долгие годы считался одним из лидеров по поставке продукции микроэлектронной промышленности на мировой рынок, не доминируя на нем. При этом он использовал для производства микроэлектроники чипы, производимые на импортном литографическом оборудовании, преимущественно поставляемом компанией-монополистом из Нидерландов ASML. Под давлением США указанная компания отказалась поставлять Китаю новое оборудование и даже обслуживать старое, что привело к отсутствию возможности для Китая обновлять устаревшие чипы в выпускаемой им продукции и, соответственно, снизило спрос на китайские товары на мировом рынке. Таким образом, Китай лишился одной из самых существенных статей своего экспорта. Отпечаток накладывает и напряжение в отношениях между Китаем и Тайванем, который является одним из основных поставщиков микрочипов в Китай. На Тайвань также оказывают давление США, поэтому сокращение или прекращение поставок продукции, основанной на передовых технологиях в Китай, оказывается весьма вероятной перспективой. Так, «в апреле 2021 году Вашингтон через Тайбэй заставил тайваньскую TSMC остановить сотрудничество с китайской Tianjin Phytium Information Technology (Phytium)» [1].
Также США нанесли удар по целому ряду крупных китайских компаний, которые стояли в авангарде развития инновационной экономики Китая и конкурировали с американскими компаниями на мировом рынке. Примером может быть борьба правительства США с китайской ТНК Huawei, которая фактически лишилась доступа на американский и европейский рынок. Также под санкциями оказались такие китайские компании как ZTE, Xiaomi и DJI.
Подобные тенденции во взаимодействии США и Китая обнажили проблему технологической взаимозависимости Китая от США и заставили ускорить принятие решений, связанных с технологической «расстыковкой» Китая с США.
Торговая война стала еще одним неприятным этапом во взаимоотношениях США и Китая, хотя она имеет менее значительные последствия как для экономики Китая, так и для экономики США. Процесс был запущен еще во время президентства Б.Обамы, когда ввел антидемпинговые пошлины против китайской стали в размере 265,7%. Д.Трамп после прихода в Белый дом дал указание поднять тарифы на импортируемые товары из Китая с 10 до 25% стоимостью свыше 60 млрд долл. США [6], причем в список попало более 1300 наименований. Поводом стало обвинение Китая в нарушении прав ИС американских компаний, что неоднократно уже звучало из уст американской администрации. Китай ответил установлением ограничений на 106 товарных позиций с установкой пошлины в 25%, что затронуло американский экспорт на общую сумму в 50 млрд. долл. США [6].
Вместе с тем следует отметить, что торговая война не достигла той отметки, когда может последовать разрыв торгово-экономических отношений, поскольку не было запрета на экспорт критических значимых технологий и товаров ни с той, ни с другой стороны.
Среди рисков и угроз, которые в настоящее время могут спровоцировать обострение в торгово-экономических отношениях Китая и США можно также отметить геополитические риски, которые крайне чувствительно воспринимаются Китаем (нарушение суверенитета, посягательство на стремление Китая отстаивать принцип «одного Китая», создание зон напряженности в странах и регионах, где Китай проводит активную инвестиционную деятельность), а также скорость процессов, связанных с интернационализацией юаня, чего не могут уже допустить США.
Заключение
Таким образом, интеграция Китая в мировую экономику на основе декларируемых им принципов инклюзивности, взаимного доверия, невмешательства в дела друг друга, сохранения суверенитета и справедливой модели глобального управления не соответствует идеологии американской модели глобализации, нацеленной на сохранение беспрекословного подчинения вассалов и разницы в уровне социально-экономического развития стран ядра и периферии. Китай по мере увеличения своих экономических и технологических достижений будет неизменно оставаться стратегическим конкурентом США. В силу этого ему необходимо максимально укреплять взаимоотношения с ближайшими соседями и наиболее надежными партнерами (к числу которых относится и Россия) для создания единой платформы взаимопонимания и доверия в глобальном масштабе в целях противодействия угрозам со стороны стран Запада.
1. Katasonov V. China is fighting for microelectronic independence. - 06/10/2022. - URL: https://russtrat.ru/reports/10-iyunya-2022-0010-10690 (date of access: 20.04.2023).
2. Liu Zhang. China. Full history. Moscow: AST Publishing House. 2022. - 304 p.
3. National and International Strategies in the Indo-Pacific Space: Analysis and Forecast, Ed. V.V. Mikheeva, V.G. Shvydko. - M.: IMEMO RAN, 2020. - 182 p.
4. Novoselova L.V., Ostrovsky A.V. Chinese economy under Western sanctions: lessons for Russia // Economic and social problems of Russia. 2016. №2. S.42-54b
5. Xi Jinping. Carrying high the great banner of socialism with Chinese characteristics, we will unite in the all-round construction of a modernized socialist state. Report at the XX National Congress of the Communist Party of China on October 16, 2022. - URL: https://csruso.ru/wp-content/uploads/2022/11/.pdf (date of access: 04/25/2023).
6. Trump has ordered duties on all imports from China. The decision will also hit Russia. - 05/11/2019. - URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/375929-tramp-poruchil-vvesti-poshliny-na-ves-import-iz-kitaya-reshenie-udarit-i-po (date of access: 04/25/2023) .