graduate student from 01.01.2022 until now
Federal Customs Service
employee from 18.09.2019 until now
Moscow, Russian Federation
employee from 01.01.2010 until now
Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 338.1 Экономическое положение. Конъюнктура. Развитие хозяйственной структуры. Экономический рост
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 6540 Материально-техническое обеспечение
BBK 652 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
In conditions of limited resources predetermined by the economic nature, the primary task of managing economic agents is to find ways to optimize the resource management system, in particular, in the customs authorities of the Russian Federation – the disclosure of their resource potential. Today, the dynamic changes taking place in the world require the development of qualitatively new approaches to the presentation of the essence, assessment of the state and management of the category "resource potential", in particular, in the customs authorities – analysis of the current state and identification of logistics problems as an element of the realization of resource potential.
resource potential, resources, customs authorities, logistics, public procurement, resource potential management
В условиях современной действительности для раскрытия потенциала субъектов отношений отечественного рынка необходим качественно новый подход к управлению ресурсным потенциалом через исследование систем, что называется «from the inside», то есть «изнутри». Несмотря на то, что планирование деятельности любого органа государственной власти невозможно без эффективного управления его ресурсным потенциалом, сегодня недостаточно изучена и раскрыта сущность данной дефиниции, а также механизм управления данным потенциалом.
Наличие ресурсов в таможенных органах и механизм управления им – это начальная и «реперная» точка обеспечивающего процесса [5, с. 261], поскольку от своевременности, полноты и качества поставки необходимых товаров, выполнения соответствующих работ и оказания услуг таможенным органам непосредственно зависит качество и бесперебойность работы всей Федеральной таможенной службы в целом. Вместе с тем, именно ресурсный потенциал таможенных органов отражает максимально возможную способность сферы тылового обеспечения на основе сбалансированного развития всех его элементов. Ресурсный потенциал таможенных органов является элементом единой системы потенциала государства (рис. 1), представляя собой логически организованную и системно структурированную совокупность взаимосвязанных ресурсов таможенных органов (привлеченных и потенциальных), обеспечивающих непрерывность их деятельности и позволяющих достигать поставленных перед таможенными органами целей, а также состояние и возможности использования ресурсов, обеспечения внутренней системы, таможенного развития, экономической безопасности страны и др.
Источник: разработано авторами
Рисунок 1 – Ресурсный потенциал таможенных органов в единой системе потенциала Российской Федерации и его уровни
В рамках данной работы особый исследовательский интерес представляет ресурсный потенциал микро-уровня, уровня таможенных органов, который относится к государственному уровню. При этом ресурсный потенциал органов государственной власти (ОГВ) коренным образом отличается от ресурсного потенциала других участников рынка, прежде всего, по своим задачам, составляющим элементам, а, значит, и механизму управления и оценки. Так, например, ресурсный потенциал фирм целесообразно исследовать с позиции производственных возможностей, в то время как потенциал таможенных органов фактически представляет собой возможность платы за блага, то есть за эти производственные возможности. Платы, которая определяется в ОГВ наличием выделенных средств из государственного бюджета, то есть установленными лимитами бюджетных обязательств (ЛБО). Работа данного механизма в таможенных органах схематично представлена на рис. 2.
Источник: разработано авторами
Рисунок 2 – Механизм взаимодействия таможенных органов РФ и фирм в рамках взаимного раскрытия ресурсного потенциала
Таким образом, очевидна взаимосвязь между ресурсным потенциалом таможенных органов, системой ресурсоснабжения и ресурсообеспеченности, а, значит, всеми составляющими дефинициями данных систем. В частности, понятие ресурсного потенциала таможенных органов неразделимо от понятия тылового обеспечения, поскольку целью последнего является наиболее полное (по количеству и качеству) удовлетворение потребностей таможенных органов в товарах, работах и услугах на каждом из этапов их деятельности с учетом ограничения по источникам финансирования, что совпадает с концепцией ресурсоснабжения. При этом именно государственные закупки являются наиболее эффективным, актуальным, вместе с тем, сложным инструментом данного обеспечивающего механизма, непосредственно влияющего на раскрытие потенциала таможенных органов различными способами. Однако данный механизм не ограничивается взаимоотношениями «фирма – таможенный орган», отличаясь сложностью, многоуровневостью взаимосвязей и наличием большого количества подсистем. Среди отраслевых особенностей закупок ФТС России – масштабность номенклатуры и стоимости закупаемого имущества, финансируемого за счет средств федерального бюджета. Для определения перспективных направлений развития ресурсного потенциала таможенных органов первостепенно необходимо рассмотреть практические аспекты тылового обеспечения как элемента его реализации и выявить проблемные аспекты действующей системы тылового блока. Представим статистику по проведенным конкурентным закупочным процедурам ФТС России (аукционам и конкурсам) за период с 2015 по 2022 гг. (рис. 3) (при этом до 2018 г. система обеспечения до указанного периода времени в таможенных органах отличалась кардинальным образом – закупочный цикл ФТС России производился контрактной службой без образования отдельного структурного подразделения в составе Главного управления тылового обеспечения ФТС России) [6, 7].
Рисунок 3 – Распределение количества конкурентных закупочных процедур ФТС России за период с 2015 по 2022 гг. (аукционы и конкурсы), шт.
Итак, динамика распределения конкурентных закупочных процедур нестабильна. Выбор способа определения поставщика (исполнителя) по государственному контракту – сложный многоуровневый процесс, зависящий от целого ряда факторов. Для того чтобы говорить об эффективности того или иного способа осуществления закупки (не рассматривая нормативную правовую составляющую) необходимо проводить соответствующие расчеты с использованием математического инструментария в каждом конкретном случае. Вопреки широко распространенному мнению о преимуществах проведения аукционов в сравнении с конкурсами (экономия средств и времени), при более углубленном анализе становится очевидно – нельзя говорить о том, что аукционы являются «панацеей», оптимальным средством выбора потенциального поставщика (исполнителя). Сегодня на рынке товаров (работ, услуг) заказчики всё чаще сталкиваются с такими рисками, как: сговор фирм, завышение начальной (максимальной) цены, поставка некачественного товара (выполнение некачественных работ, оказание некачественных услуг) и т.д., что может привести к еще большим финансовым и временным издержкам.
При реализации процесса тылового обеспечения в таможенных органах ключевым фактором влияния на данный процесс является действующий законодательно-правовой механизм. Так, если исходить из общегосударственной точки зрения, отметим, что действующая нормативная правовая система обеспечивающего потребности органов государственной власти процесса направлена на обеспечение конкуренции на рынке товаров (работ, услуг), а также эффективное использование, управление и распределение средств государственного бюджета. Среди перспективных направлений государственных закупок – поддержка отечественных товаропроизводителей, отдельно по направлению субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО). Так, с 2021 года государственные заказчики обязаны соблюдать минимальную долю закупок товаров российского происхождения, а с 2022 года – осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не 15 % как было ранее, а до 25 % совокупного годового объема закупок [1, 2]. На рис. 4 представлена статистика по вышеуказанным направлениям системы закупок таможенных органов за 2022 год [6, 7].
Рисунок 4 – Показатели таможенных органов по направлению «поддержка отечественного бизнеса»
Представленные на рис. 4 данные говорят о действенности и действительной возможности работы совершенствования механизма закупок в пользу поддержки отечественного бизнеса.
Таким образом, можно определить государственный нормативный правовой блок как входной ресурс бизнес-процесса закупок для обеспечения деятельности или нужд (потребностей) таможенных органов. По данному блоку в экономической теории предлагаются следующие перспективные направления развития действующей контрактной системы: «ведение в практику многоэтапных конкурсов и аукционов, создание процедур адаптивных корректировок начальной цены контракта в зависимости от состояния рынка поставщиков и динамики технологического насыщения» [4, c. 164-165].
Несмотря на многогранность, возможность разноплановости подходов к определению понятия ресурсного потенциала и составляющих его дефиниций, а также его оценки, сущность раскрытия потенциала любого экономического субъекта де-факто сводится к ограниченности ресурсов, вызванной этим обстоятельством так называемой «дилемме выбора», а, значит поиску путей наиболее эффективного и рационального управления ими. В таможенных органах сегодня, в условиях нестабильности финансирования (рис. 5), эти проблемы также являются актуальными – в частности, стоит вопрос рационализации закупочного процесса, а также поиска путей управления потенциалом ФТС России таким образом, чтобы обеспечить возможность получения максимального экономического эффекта в заданный момент времени [7, 8].
Рисунок 5 – Динамика лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ФТС России с 2012 по 2022 гг., млн руб.
В целях недопущения неэффективного использования бюджетных средств и обеспечения таможенных органов жизненно необходимыми и наиболее значимыми в тех или иных условиях товарами (работами, услугами) необходим анализ системы закупок от момента их планирования (с учетом определения объективности потребности) до момента фактического оснащения и процесса управления складскими запасами.
Эффективное использование ресурсов – совокупность мероприятий, направленных на достижение развития организации на основе сочетания экономических функций и эффективного использования ресурсного потенциала. На сегодняшний день в Российской Федерации нет нормативного документа, закрепляющего проведение анализа, порядок расчета и оценки ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов. Несмотря на это, существуют авторские формулы, методы и показатели, описывающие ресурсный потенциал и позволяющие произвести его оценку (от применения экспертных оценок до использования структурированного математического инструментария и методик). Сегодня в таможенных органах действует приказ ФТС России от 28 ноября 2018 года № 1936, устанавливающий перечень показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе территориальными органами и подведомственными организациями Федеральной таможенной службы [3]. Однако данный приказ не содержит в себе нормативных значений показателей, подлежащих расчетам, требуется разработка методики оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации с выделением соответствующих показателей и их группировки по критериям, а также объективной системой нормативных значений. Одним из показателей, указанным в приказе [3], является экономия расходования средств бюджета по результатам процедур (%) (P2), определяющаяся как соотношение суммы начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком) (S1) к сумме цен заключенных контрактов по результатам процедур в отчетном периоде (S2), умноженное на 100 %.
Говоря об экономии, отметим, что по результатам проведенных ФТС России конкурентных закупочных процедур в 2022 году, данный показатель составил 359,00 млн руб. Динамика экономии нестабильна (рис. 6) [6, 7].
Рисунок 6 – Экономия ФТС России по результатам конкурентных закупочных процедур за 2016-2021 годы, млн руб.
На первый взгляд, рост суммы экономии свидетельствует об улучшении качества закупочных процедур, возрастании количества привлекаемых к закупкам участников, как следствие, обеспечению «здоровой конкуренции». Среди перспективных направлений таможенных органов по направлению экономии и централизация закупочных процедур на уровне региональных таможенных управлений, которая появляется за счет укрупнения закупок. Однако без проведения соответствующих расчетов и углубленного анализа нельзя делать выводы о пользе экономии при осуществлении закупок. С одной стороны, снижение цены говорит о действительной конкуренции на рынке. С другой же, несмотря на возможность осуществления «дозакупки» товаров (работ, услуг) за счет высвобожденных денежных средств, встает вопрос объективности расчета начальной (максимальной) цены контракта, возможного сговора фирм и т.д. Действительно, начальная (максимальная) цена контракта является потенциальным инструментом сговора участников рынка, поэтому важно придерживаться не только принципа «обеспечение конкуренции», но и системы координат по направлению «рациональная и объективная цена», то есть стремиться к поиску равновесной цены. К тому же, с учетом временных издержек, влияния инфляции, индекса роста потребительских цен и ряда других факторов понятие высвобожденной «экономии» ставится под сомнение и определяется как «мнимая». В данном случае появляется проблема поиска равновесной цены, проработки вопроса качественно нового механизма расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, отметим, что в тыловом блоке таможенных органов через такой инструмент, как государственные закупки, имеются перспективы для наиболее эффективного управления ресурсами, а, значит, раскрытия ресурсного потенциала ФТС России. При этом в данном случае под эффективностью необходимо понимать некий показатель результативности, который выражается в отношении полезности полученных конечных результатов функционирования системы к затраченным ресурсам.
Обобщая результаты проведенного анализа, выделим актуальные проблемы тылового обеспечения деятельности таможенных органов:
1. Необходимость разработки качественно нового подхода к определению потребности в таможенных органах (с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств, обеспеченности, а также положенности и других факторов).
2. Из пункта 1 следует необходимость разработки качественно новой методики формирования начальной (максимальной) цены контракта, которая де-факто является ключевым фактором построения эффективной модели обеспечения потребности и управления ресурсами в таможенных органах.
3. Проблема разработки механизма по повышению эффективности обеспечения нужд таможенных органов в целях раскрытия их ресурсного потенциала, а также механизма по управлению ресурсным потенциалом таможенных органов (это целый комплекс актуальных проблемных вопросов, требующих новых подходов к их решению, среди которых: проблема обоснования объемов закупаемых товаров (работ, услуг); проблема поиска равновесной и «справедливой» цены закупки; проблема выбора наиболее рационального способа определения поставщика (исполнителя) при осуществлении закупки в целях недопущения сговора на рынке, конфликта интересов, обеспечения конкуренции и пр.; проблема разработка комплексной системы по управлению рисками обеспечивающей системы таможенных органов; решение вопроса централизации закупок на уровне регионов и т.д.).
4. Необходимость разработки научно-методического аппарата по вопросу исследования ресурсного потенциала таможенных органов, который сегодня не соответствует актуальным практическим реалиям: требуется разработка качественного нового подхода к определению понятия и сущности ресурсного потенциала таможенных органов, управлению ресурсным потенциалом посредством системы тылового обеспечения их деятельности.
Таким образом, после проведения анализа современного состояния и проблем тылового обеспечения как элемента реализации ресурсного потенциала таможенных органов, не вызывает сомнения значимость изучения вопроса ресурсного потенциала органов государственной власти и возможности его использования и управления применительно к деятельности Федеральной таможенной службы. Цифровые трансформации, информатизация таможенной и околотаможенной деятельности, интеллектуализация таможни, – всё это требует постановки новых задач, как научных, так и практических, соответственно, новых подходов и взглядов на управление ресурсным потенциалом таможенных органов посредством тылового блока. Сегодня система таможенных органов представлена таким образом, что имеющийся накопленный теоретический опыт и научный инструментарий не отвечают современному состоянию развития данной системы, современным требованиям рынка, соответственно, не способен решить ни практические, ни теоретические проблемы и задачи, которые стоят перед таможенными органами в целях достижения наиболее рационального управления ресурсным потенциалом через тыловой блок. Данный вопрос усложняется и тем фактом, что сегодня организация многих закупок таможенных органов (как централизованных, так и децентрализованных) осуществляется в условиях высокой степени неопределенности и действия значительного числа случайных факторов, что требует решения в ближайшей перспективе.
1. Federal Law No. 44-FZ dated 05.04.2013 "On the contract system in the Field of procurement of goods, works, services for State and Municipal needs". [electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 / (date of application: 19.05.2023).
2. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.03.2020 No. 2014 "On the minimum mandatory share of purchases of Russian goods and its achievement by the customer". [electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/75016819 / (accessed: 03/27/2023).
3. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 28.11.2018 No. 1936 "On approval of the list of indicators characterizing the effectiveness of procurement of goods, works, services, including by territorial bodies and subordinate organizations of the Federal Customs Service".
4. Kodrik V.N. Improving the system of public procurement for the needs of Customs authorities: dis. ... Candidate of Economic Sciences. M., 2011. - 198 p.
5. Khorolskaya T.E., Petrov D.V., Bashkatova A.S. Improving the efficiency of the organization's resource potential management // Natural sciences and humanities research. No. 36 (4). 2021. pp. 261-266.
6. Unified information system in the field of procurement. [electronic resource]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. (date of application: 19.05.2023).
7. Final reports on the results of the activities of the Federal Customs Service of Russia. [electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (accessed: 05/19/2023).