THE ROLE OF CURRENT ECONOMIC INTEGRATION AGREEMENTS IN AFRICA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main regional economic associations of the African continent, which play a key role in the development of production and act as tools that contribute to the introduction of this region into the international trading system, are considered. Special economic zones in Morocco, Ethiopia, Gabon and South Africa will be considered as an example.

Keywords:
special economic zone, investments, African region, industrial sector, exports, taxes, duty-free zone
Text

В рамках Африканского континента особые экономические зоны могут выступать в качестве полезных механизмов и служить важными платформами для расширения регионального производства и экспорта, для стимулирования внутрирегиональной торговли, а также для обеспечения интеграции африканских стран в глобальную экономическую систему. Рассмотрим основные региональные экономические объединения континента. 

В соответствии со статистическими данными ЮНКТАД в Африке законодательно закреплено 237 специальные экономические зоны.  Но необходимо сразу же отметить, что в данный показатель включены зоны, которые находятся на стадии строительства, а также на этапе разработки и согласования. 

Наибольшее количество СЭЗ расположено в Восточной Африке, на которую приходится более 50% всех интеграционных объединений, за ней следуют Западная, Северная, Центральная и Южная части континента (Рис. 1).

 

 

Стремительный рост развития СЭЗ в Африке можно объяснить двумя причинами. Первая заключается в диверсификации своих экономических отношений и применении наработанного опыта странами, которые уже не одно десятилетие имеют зрелые программы подобного рода механизма – Египет, Эфиопия, Марокко и Южная Африка. С другой стороны, СЭЗ привлекают своими возможностями увеличения прямых инвестиций и способностями модернизировать промышленность. В качестве наглядного примера стран, среди которых ключевым фактором является привлекательность вложения инвестиция, можно привести Демократическую Республику Конго, Ботсвану и Гвинею.

 

 

Данные с диаграммы (Рис. 2) свидетельствуют о немалом количестве специальных экономических зон для Африканского континента. Далее в данном разделе будут рассмотрены четыре государства, располагающиеся в разных регионах Африки, где находятся наиболее значимые для континента специальные зоны – в Марокко, Эфиопии, Габоне и Южной Африке. Стратегически выгодно располагаясь вблизи европейских стран, Марокко на сегодняшний день насчитывает в своем «портфеле» более 50 стран, с которыми подписаны соглашения о свободной торговле с целью исключения двойного налогообложения. 

На северном побережье региона Танжер-Тетуан-Эль-Хосейма располагается «Танжер-Мед» – один из главных центров Средиземноморского бассейна. Данный портовый комплекс был запущен в 2007 году, а дополнительные терминалы открыты в 2019, что значительно увеличило его пропускную способность. Значительные государственные инвестиции в расширение и модернизацию всего портового комплекса одновременно с его весьма удачным расположением являются лишь немногими причинами, которые позволяют регулярно повышать производительность и уровень конкурентоспособности. Более чем за 10 лет «Танжер-Мед» стал международной моделью управления в глобальном морском кластере. Количество потребителей от года к году только растет, чему опять-таки способствует близость к европейским странам, которой нет ни у одной другой страны Африканского континента. 

Портовый комплекс площадью 1000 га соединен с городом Танжер железной дорогой. Он состоит из четырех зон с различной специализацией. «Танжер-Мед 1» включает в себя два контейнерных терминала с пропускной способностью 64,8 млн тонн. Первой частью комплекса управляют такие международные лидеры, как APM Terminals и Eurogate CMA-GMA. В данную часть также включены: углеводородный терминал с годовой мощностью хранения 15 млн тонн продуктов переработки (ввод/вывод), автомобильный терминал Renault вместимостью 1 млн автомобилей, а также терминал для обработки контейнерных грузов. Глобальные инвестиции в инфраструктуру «Танжер-Мед 1» составили 43 млрд дирхамов (около 12 млрд долл. США), из которых 58% – средства Агентства Tanger Mediterranee (TMSA), 49% – частные инвестиции. Агентство TMSA является результатом государственно-частного партнерства. Это компания с государственными прерогативами, вокруг которой вращаются транспортные средства специального назначения, связанные с управлением портом, промышленными и сервисными центрами. Капитал агентства составляет 3 795 079 100 дирхамов (около 1 млрд долл. США), в котором заключены средства из: «Фонда экономического и социального развития Хасана II » (87,5%), государственного банка «Etat» (12,4%) и марокканского инвестиционного банка «CDG Capital» (0,1%). 

Вторая часть комплекса с двумя дополнительными терминалами – «Танжер-Мед 2» – была запущена достаточно недавно, при этом можно уже сейчас судить о его высоких показателях, которые немногим отстают от «Танжер-Мед 1». Подтверждением данному суждению являются следующие данные: общая пропускная способность портового комплекса с 4 терминалами – 195 млн тонн, а объем инвестиций составляет 18,3 млрд долл. США.

 

 

На основании представленных данных (Табл. 3) становится очевидным тот факт, что после запуска «Танжер-Мед 1» количество промышленных объектов увеличилось в 4 раза, в то время как за предыдущие периоды наблюдается постепенный рост количества в 2 раза (от декады к декаде). Необходимо также обратить внимание на показатели 2020 года, где наблюдается наличие более 2000 объектов. Можно сделать вывод, что большая часть объектов расположилась в данной зоне также после открытия дополнительных терминалов порта. О видах деятельности компаний можно судить по нижеприведенным данным, среди которых особенно выделяют – автомобильные, текстильные, агропромышленные и сталелитейные компании (Рис. 3).

 

 

Данные ЮНКТАД демонстрируют стремительный рост числа работников промышленного сектора (на 17%) в период с 2000 по 2009 гг.  На основании этого можно предположить, что увеличению количества нанятой рабочей силы способствовали строительство и запуск марокканской портовой экономической зоны. 

Вывод по «Танжер-Мед» заключается в том, что, учитывая введение ОЭЗ и все еще развивающийся сценарий данного механизма, население региона довольно заметно выросло – гораздо больше, чем позволил бы реальный рынок труда, где самая большая рабочая сила в основном поглощается сектором услуг. Кроме того, невозможно не заметить, что в те же годы на региональном уровне наблюдался рост феминизации рабочей силы, что также можно считать очень позитивным результатом.

Эфиопия, в свою очередь, насчитывает 18 зон, но не все из них являются особыми экономическими. Большинство специализируется на одном виде производства – зачастую это текстиль и одежда. Данная сфера деятельности является распространенной ввиду низких издержек на заработную плату сотрудников, это объясняет массовое присутствие китайских компаний в данных образованиях. Особое внимание необходимо уделить двум индустриальным паркам, расположенным в Эфиопии, – Bole Lemi Industrial Park и Hawassa Industrial Park. 

«Боле Леми Индастриал Парк» был создан в 2014 году в 20 км от столицы – Аддис-Абебы. Данная зона является первым государственным индустриальным парком Эфиопии, специализирующимся на производстве текстиля, одежды, кожи и изделий из нее. Парк находится под управлением и контролем Эфиопской корпорации по развитию индустриальных парков. В настоящее время зона предоставляет около 80 000 рабочих мест, а прибыль от экспорта принесла стране около 70 млрд долл. США. 

Промышленный парк «Хавасса» (275 км к югу от столицы), который специализируется на производстве текстиля, занимает 1,3 гектара, предлагает 60 000 рабочих мест и является домом для 23 ведущих мировых компаний по производству одежды и текстиля из Америки, Китая, Индии и Шри-Ланки, а также шести местных производителей. Парк обладает 37 производственными ангарами, наряду с собственным возобновляемым источником энергии. Промышленный парк «Хавасса» также включает в себя единый сервисный центр по предоставлению всех государственных услуг, в том числе использует технологию нулевого сброса жидкости, которая позволяет перерабатывать 90% сточных вод и соответствует международным стандартам. Изначально зона была разработана благодаря крупному китайскому инвестору. Проект принадлежит Корпорации развития индустриальных парков Эфиопии и китайскому инвестору China Civil Engineering Construction Corp. Эфиопская корпорация развития индустриальных парков выпустила отчет, в котором отразила, что за период с октября по декабрь 2022 г. промышленный парк принес доход в размере 32 млн долл. США. 

Ключевой особенностью политики ОЭЗ Эфиопии является институциональная структура, разработанная в качестве подспорья для содействия бесперебойному сотрудничеству между правительственными учреждениями, занимающимися поощрением инвестиций и политикой ОЭЗ, наряду с эффективным осуществлением мероприятий в различных областях политики, таких как инвестиции в инфраструктуру и принятие инвестиционных законов. Правительство Эфиопии имеет очень четкую и структурированную систему контроля данных механизмов путем формирования законодательной базы. Так, первый закон, регулирующий создание ОЭЗ, был принят в 2012 году и действует по настоящее время с периодическим добавлением поправок. Поэтому сочетание целенаправленной политики создания ОЭЗ, активных усилий по привлечению инвестиций и высокого уровня государственной поддержки способствовало ее привлекательности для иностранных инвесторов. Переходя от восточной части к центральной, следует упомянуть о Габоне и его особой экономической зоне «Нкок». Плодотворное сотрудничество с сингапурской компанией «Олам» привело в 2010 году к созданию многопрофильной особой экономической зоны, располагающейся в 27 км от столицы – Либревиля. В данном контексте была разработана стимулирующая модель, которая поощряет переработку природных ресурсов, обеспечивая при этом вспомогательную инфраструктуру для дальнейшего создания базы связочных подразделений в Габоне. С первоначальными инвестициями в размере 240 млн долл. США данная ОЭЗ предлагает уникальный финансовый статус, который обеспечивает стабильный и конкурентоспособный экономический климат для компаний и заводов, намеревающихся обосноваться здесь. По отчетной документации за 2021 год в зону привлечено 124 инвестора из 18 стран. «Нкок» разделен на 3 части: промышленную, коммерческую и жилую, благодаря чему реализуется баланс между работой, личной и социальной жизнью. Данная специальная экономическая зона сделала Габон крупнейшим экспортером шпона в мире, приносящим годовой экспортный доход в размере 1 млрд долл. США и создающим более 30 000 рабочих мест. 

Такие проекты также предоставляют и продвигают огромные новые возможности для внутренних инвестиций в дополнение к созданию возможностей для трудоустройства. Более сильные правовые структуры (благодаря их реформированию) в сочетании с упрощенными прозрачными налоговыми реформами обеспечивают Габону дальнейшее привлечение как иностранных, так и внутренних инвестиций. Таким образом, страна создает благоприятную среду, способствующую росту промышленности и повышению качества жизни как габонцев, так и всего континента. Перемещаясь от Габона к Южно-Африканской Республике, стоит сказать, что правительство данной страны, стремясь изменить свое положение в мировой экономике, учредило программу зон промышленного развития. Ее основным направлением является привлечение прямых иностранных инвестиций и экспорт товаров с добавленной стоимостью. 

Несмотря на значительные достижения в этой области, были и недостатки, которые привели к пересмотру политики и созданию новой программы в рамках ОЭЗ. Теперь ее основными целями являются: расширение стратегического фокуса на индустриализацию, обеспечение четкой, предсказуемой и системной основы планирования для развития более широкого спектра ОЭЗ в поддержку целей промышленной политики, уточнение и укрепление механизмов управления, а также создание основы для предсказуемого финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочное планирование.

В Южной Африке около половины (52,2%) от общего числа рабочих мест, созданных в секторе ОЭЗ, создаются в зоне промышленного развития «Коега». Основанная в 2001 году, она занимает около 9 259 гектаров, на которых свою деятельность реализуют 43 компании, специализирующиеся на производстве в большей степени автомобильной промышленности. Данная зона установила значительные связи с местными малыми, микро- и средними предприятиями (SMME) посредством ряда конкретных инициатив, направленных на создание благоприятных условий для участия местных фирм. За период 2015–2020 гг. «Коега» достигла 35% объема закупок, практически добившись своей амбициозной цели в 40%. Только за 2019–2020 финансовый год это составило 609 миллионов южноафриканских рандов (около 40 млн долл. США).

На основании проведенного анализа особых экономических зон в Марокко, Эфиопии, Габоне и ЮАР можно сделать вывод о все более растущем влиянии ОЭЗ на экономику страны, где они представлены. Тем не менее, по сравнению с их азиатскими и центральноамериканскими аналогами, на африканские ОЭЗ приходится меньшая доля экономического динамизма и национальной занятости. Такой разрыв в экономическом воздействии, также обусловленный разницей в количестве ОЭЗ между африканскими и другими странами, может стимулировать страны данного континента к созданию все большего числа зон, увеличивая финансовое  бремя текущих и новых программ.

References

1. Afrika: regional'nye problemy bezopasnosti: monografiya / M.G. Troyanskiy, O.G. Karpovich, G.M. Sidorova, R.N. Shangaraev. - M.: Diplomaticheskaya akademiya MID Rossii, 2022. - S.

2. Smitienko B.M. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: Uchebnoe posobie / B.M.Smitienko. - M: Infra-M, 2020. - S. 57-60.

3. Handbook on special economic zones in Africa: Towards Economic Diversification across the Continent. - 2021. - https://unctad.org/system/files/official-document/diaeia2021d3_en.pdf/.

4. UNCTAD: African industrial hubs and industrialization: diversity, unevenness and strategic approach. - 2022. - https:// unctad.org/system/files/official-document/diaeia2022d2a1_en.pdf.


Login or Create
* Forgot password?