Abstract and keywords
Abstract (English):
The Arctic is one of the most fragile ecosystems on the planet. Few animals and plants have managed to adapt to life in such extreme, uncomfortable conditions. Even small ecological changes in this area can lead to the disappearance of a number of species of animals and plants.

Keywords:
Arctic, ecology, nature, environment, environmental legislation, UN, international legal regulation, environmental problems
Text

На сегодняшний день Арктика занимает область в высоких широтах, границей которой является Северный полярный круг. Природно-географические особенности региона связаны с его положением в возвышенных широтах и преобладанием водной экосистемы. На экосистему данного региона в последние десятилетия оказывают отрицательное влияние природные факторы и активная промышленная деятельность человека.

В 1991 г. правительства ряда стран, имеющих территории за Полярным кругом, приняли стратегию защиты окружающей среды Арктики. Пять лет спустя, в 1996 г., в Оттаве была подписана Декларация об учреждении Арктического Совета. Арктический Совет — это межправительственный форум высокого уровня, обеспечивающий механизм для решения общих проблем, с которыми сталкиваются правительство Арктики и ее население, рассматривая все три основных направления устойчивого развития: экономическое, экологическое, социальное.

Основные задачи деятельности Арктического Совета связаны с обеспечением постоянного развития полярного региона. Текущая программа Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде, в частности ЮНЕП, определила основные актуальные экологические проблемы, такие как: загрязнение арктических морей нефтепродуктами; изменение климата, ведущее к таянию полярных льдов; увеличение добычи рыбы и других морепродуктов; изменение среды обитания организмов в Арктике; сокращение популяций полярных животных.

Рабочая группа по защите морской среды Арктики (ПАМЕ) — это одна из шести рабочих групп Арктического Совета, занимается морской повесткой дня Арктического Совета и обеспечивает уникальный форум для сотрудничества по широкому спектру мероприятий, направленных на защиту и устойчивое использование морской среды Арктики.

В состав ПAME входят представители восьми государств Арктического Совета: Канады, Королевства Дания, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных Штатов (ответственные за его работу в своих соответствующих странах), а также представители постоянных участников организации от имени коренных народов Арктики. Кроме того, иные арктические вспомогательные органы, аккредитованные наблюдатели и другие заинтересованные стороны в Арктике вносят соответствующий вклад в текущую работу ПAME. Рабочая группа, как правило, собирается два раза в год для оценки эффективности деятельности и продвижения своей работы в дополнение к другим научным совещаниям, рабочим совещаниям и межсессионной работе.

ПAME осуществляет свою деятельность в основном по пяти широким темам: арктическое судоходство, охраняемые районы моря, разведка и освоение природных ресурсов, экосистемный подход к управлению и загрязнение морской среды Арктики — это указано в ее двухгодичных планах работы, утвержденных Арктическим Советом по рекомендации управленческого аппарата Арктики. План работы разработан в соответствии с Арктическим морским стратегическим планом Арктического Совета на 2015–2025 гг. (AMSP), которая обеспечивает основу для руководства его действиями по защите морских и прибрежных экосистем Арктики и содействию устойчивому развитию среди прочего.

До начала XX в. население планеты не представляло серьезной угрозы для территории Арктики. Коренные народы Севера научились жить в единении с хрупкой арктической природой, и их традиционные ремесла не причинили ей никакого существенного вреда.

Серьезные экологические изменения начали происходить в советские годы, в Арктике появились полярные станции и склады горюче-смазочных материалов, аэродромы и военные базы, рудники по добыче золота, олова и ртути. С распадом СССР (Союза Советских Социалистических Республик) большинство промышленных заводов закрылось и военные покинули свои базы, а также все оборудование и склады (с острова Александра, где ранее базировались войска ПВО, было вывезено более 18 000 тонн отходов; с Новой Земли и Земли Франца-Иосифа — более 42 000 тонн). Однако миллионы тонн отходов все еще ждут своего часа, часть их лежит на дне арктических морей, мешая судоходству. К сожалению, это не единственный экологический ущерб, нанесенный одной из самых уязвимых экосистем (окружающей среде) на планете. Горнодобывающие предприятия оставили после себя множества промышленных отходов, которые необходимо утилизировать, километры земель, где в настоящее время ведется рекультивация. На сегодняшний день нуждаются в очистке Арктические воды, загрязненные нефтепродуктами и тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и опасными соединениями.

Для того чтобы этого больше не повторилось, современный этап в освоении, добычи природных ресурсов Арктики должен проходить по иным, законодательно установленным правилам. Использование только лучших, самых передовых и экологически чистых технологий, соблюдение баланса между развитием и охраной окружающей среды — это главные принципы, которым должны следовать горнодобывающие компании, заезжающие на данную территорию.

На сегодняшний день особое внимание уделяется сохранению биоразнообразия Арктики, вокруг нефтедобывающих платформ установлены специальные рыбозащитные устройства. Для восстановления рыбного запаса мальков регулярно выращивают и выпускают на волю. Проводятся масштабные исследования, направленные на защиту арктических животных: белых медведей, атлантических моржей, чаек цвета слоновой кости, северных оленей.

Данные животные являются лучшими биоиндикаторами экологического благополучия региона Арктики. Олени являются важнейшей составляющей продовольственной безопасности коренных малочисленных народов Севера, без них невозможно сохранить традиционный уклад их жизни.

Основная цель современных горнодобывающих компаний — доказать и показать, что антропогенное воздействие на окружающую среду может быть положительным. Человечество может стать не только угрозой экосистеме Арктики, но и сыграть огромную роль в ее сохранении и возрождении.

В Российской Арктике на сегодняшний день создано более 450 особо охраняемых природных территорий с площадью около 95 млн га без учета морских акваторий (16,2% от площади Российской Арктики), и их список продолжает расти. Самыми крупными государственными природными заповедниками из них являются: «Большой Арктический», «Остров Врангеля», «Путоранский», «Таймырский», «Усть-Ленский», «Русская Арктика», «Гыданский», «Ненецкий», «Лапландский», «Кандалакшский», «Пасвик». Морские охраняемые природные акватории представлены заказником «Земля Франца-Иосифа», государственным природным заповедником «Остров Врангеля», а также Ямскими островами в государственном природном заповеднике «Магаданский» и Командорским биосферным заповедником. Морские участки, прилегающие к сибирским рекам (Печора, Лена), также находятся под охраной в Ненецком заповеднике и Усть-Ленском заповеднике. В высокоширотном заповеднике «Русская Арктика» под охраной также находится 12-мильная морская акватория. 

Отдельные острова, целые архипелаги и прилегающие акватории становятся природными заповедниками и национальными парками. Это свидетельствует об особом внимании государства к вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе.

Российская Федерация обеспечивает соблюдение всех необходимых национальных, международных экологических стандартов при проведении работ на территории Арктики. Регулярный анализ проб воды, донных отложений, планктона и бентоса (организмов, обитающих на морском дне или вблизи него в морских и внутренних водах) показывает, что состояние экосистемы полностью соответствует природным ценностям.

Необходимо отметить, что 2018 г. ПАО «Газпром нефть» начала реализацию масштабной программы по изучению редкого арктического существа, занесенного в Красную книгу — нарвала (латинское название Monodon Monoceros — морской единорог). Этот уникальный проект, осуществляемый под эгидой Русского географического общества, позволит оценить текущее состояние популяции нарвалов в западном секторе Арктической зоны России, определить общую численность и распределение видов, а также разработать программу охраны нарвала и его среды обитания, так как на сегодняшний день комплексных исследований этого вида никогда не проводилось.

В планах данного проекта исследование вод северо-восточной части Баренцева и Карского морей с помощью исследовательского судна ледового класса, проведение биоакустических исследований, измерение параметров окружающей среды и маркировка некоторых из этих редких видов с помощью спутниковых передатчиков, что позволит отслеживать миграции. На основе проведенного исследования будет составлена карта распространения, подготовлен подробный научный отчет и выдвинуты предложения по стратегиям сохранения популяции этого редкого существа.

Серьезные климатические изменения уже привели к исчезновению по меньшей мере 75% объема арктического летнего морского льда со скоростью, невиданной ранее в мировой истории[1]. Социологический опрос Гринпис показал, что 74% опрошенных в 30 разных странах поддерживают создание глобального заповедника в международных водах вокруг Северного полюса. Более 70% посчитали, что Арктика должна быть свободна от бурения нефтяных скважин и другой тяжелой промышленности.

Изменение климата делает Арктику более доступной, чем когда-либо прежде. Но Северный Ледовитый океан остается отдаленным и рискованным местом для ведения промышленных работ. Отталкиваясь от предпосылки устойчивости до начала потенциального масштабного развития, мы можем помочь предотвратить самые негативные последствия для этой крайне уязвимой экосистемы.

В Северном Ледовитом океане и его прибрежных зонах обитают 34 вида морских млекопитающих, 633 вида рыб и четыре миллиона человек, включая коренные народы и общины. До сих пор крупнейшие экономические секторы уязвимой экосистемы включали добычу полезных ископаемых и нефти и газа, услуги, рыболовство и переработку ресурсов, но по мере сокращения льдов в центральном Северном Ледовитом океане судоходство и туризм могут стать ключевыми секторами. Например, всего за десять лет в Исландии туристический поток в несколько раз превысил население страны.

Не так давно несколько арктических и неарктических стран договорились о предотвращении нерегулируемого коммерческого рыболовства в открытом море центрального Северного Ледовитого океана. Соглашение о рыболовстве в Центральной части Северного Ледовитого океана является необычным, поскольку в настоящее время в этом районе не ведется коммерческий промысел из-за покрытия морского льда. Арктические прибрежные государства — Канада, Королевство Дания, Норвегия, Россия и Соединенные Штаты, а также крупнейшие страны, занимающиеся коммерческим рыболовством, — Япония, Китай, Южная Корея и Исландия — договорились воздерживаться от коммерческого рыболовства в Северном Ледовитом океане, по крайней мере, в течение следующих 16 лет. Страны также пришли к выводу проводить научные исследования, необходимые для лучшего понимания морских экосистем центральной части Северного Ледовитого океана. Это соглашение является показательным примером того, как арктические страны могут возглавить процесс, используя осторожный подход для защиты биоразнообразия и обеспечения будущей устойчивости этого глобально важного региона[2].

На сегодняшний день огромный вклад по охране окружающей среды Арктики вносит Всемирный фонд дикой природы (WWF) — одна из крупнейших и наиболее уважаемых независимых природоохранных организаций в мире, имеющая более 5 миллионов сторонников и глобальную сеть, действующую более чем в 100 странах и территориях. Миссия WWF состоит в том, чтобы остановить деградацию природной среды Земли и построить будущее, в котором люди будут жить в гармонии с природой, сохраняя биологическое разнообразие мира, обеспечивая устойчивое использование возобновляемых природных ресурсов и способствуя сокращению загрязнения и расточительного потребления.

Социальные, экологические и экономические изменения, происходящие во многих арктических обществах, влияют на культуру и образ жизни людей в Арктике, в частности коренных народов. Можно ожидать, что эти негативные изменения повлияют на здоровье человека, а также на состояние морской среды и ближайшем бедующем. Коренные народы Арктики доказали свою высокую способность к адаптации, обеспечивая себе средства к существованию в динамичных и сложных условиях. Однако темпы, масштабы и разнообразие текущих и прогнозируемых изменений в регионе могут поставить под сомнение адаптационные возможности и диапазон адаптивных вариантов, доступных коренным народам Арктики и местным общинам.

Рост экономической активности является еще одним фактором изменений в Арктике. Добыча нефти и газа, добыча полезных ископаемых, судоходство, рыболовство, аквакультура и туризм уже происходят в Арктике и могут еще больше способствовать социально-экономическому развитию арктических сообществ за счет увеличения инвестиций в инфраструктуру, увеличения налоговых поступлений в местные и государственные бюджеты и других побочных эффектов, таких как увеличение занятости. Хотя расширение судоходства, нефтедобычи и добычи полезных ископаемых открывает важные возможности для арктических сообществ, это также влечет за собой экологические и социальные проблемы, которые необходимо решать наилучшим образом.

Хотелось бы особо отметить, что на сегодняшний день в Европе, Азии и Америке выросли три крупные экологически дестабилизированные зоны, занимающие около 20 миллионов квадратных километров суши, в то время как менее 10% природных экосистем все еще можно считать нетронутыми. Отдельные страны, расположенные в этих зонах, развиваются экономически быстрыми темпами и постоянно увеличивают свои выбросы загрязняющих веществ.

Тем временем условия окружающей среды продолжают ухудшаться. За последние несколько лет только ООН потратила не один триллион долларов США на экологические программы за двадцать лет реализации стратегии устойчивого развития. Несмотря на некоторые территориальные природные улучшения, экологическая ситуация в мире значительно ухудшается, появились новые риски и угрозы. Это легко объяснить тем фактом, что только развитые страны приняли и соблюдают строгое природоохранное законодательство; они также активно финансируют свои экологические программы, более того, помогают беднейшим странам.

Несомненно, развитые страны признают свою ответственность в контексте международных усилий в области устойчивого экологического развития. Они учитывают то внимание, которое правительство уделяет глобальным проблемам окружающей среде, а также технологиям и финансовым ресурсам, которыми они обладают. Тем не менее ресурсы, потраченные в странах Третьего мира, практически ничего не меняют в их экономической структуре, они не вкладываются в создание цивилизованного рынка производства и потребления, вместо того, чтобы закрывать пробелы, которые появляются практически сразу.

Человечество переживает всеобъемлющий экологический кризис. Мы подразумеваем под этим чрезвычайную экологическую ситуацию. Она характеризуется устойчивыми негативными изменениями окружающей среды, которые наносят вред биосфере и здоровью человека. Эта ситуация вызвана промышленно-техническим давлением, которое общество оказывает на природу. Проблема в том, что масштабы этой человеческой деятельности не соответствуют ресурсам Земли и экологическим возможностям.

Важно понимать, что современные глобальные экологические проблемы вызваны не только усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, но и неравенством в уровнях социально-экономического развития различных регионов и стран, экономик и культур мира. Решение этих вопросов невозможно без объединенных и системных усилий с использованием экономических, правовых и технологических инструментов.

 

[1] Иванова Ю.А., Захарова А.Д. Международно-правовое сотрудничество по проблемам климатических изменений: проблема истощения озонового слоя // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 136–138.

[2] Экологическое право России / Под ред. Н.В. Румянцева, Ф.Г. Мышко, А.В. Тумакова. М., 2021. Сер.: Dura lex, sed lex. 7-е изд., перераб. и доп.

 

References

1. Ivanova Yu.A., Zaharova A.D. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo po problemam klimaticheskih izmeneniy: problema istoscheniya ozonovogo sloya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 5. S. 136-138.

2. Eriashvili N.D., Ivanova Yu.A., Radchenko T.V. Global'nye problemy chelovechestva i puti ih resheniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2021. № 1. S. 36-42.

3. Ekologicheskoe pravo Rossii / Pod red. N.V. Rumyanceva, F.G. Myshko, A.V. Tumakova. 7-e izd., pererab. i dop. M., 2021. Ser. Dura lex, sed lex.

4. Eriashvili N.D., Ivanova Yu.A., Raschenko A.S. K voprosu ob otvetstvennosti za narushenie mezhdunarodno-pravovyh norm po ohrane okruzhayuschey sredy // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 55-58.

5. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Ivanova Yu.A. Sistematizaciya zakonodatel'stva i ee znachenie dlya sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya. Obrazovanie i pravo. 2021. № 6. S. 113-116.

6. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Fedulov V.I. Sovremennye mezhdunarodno-pravovye standarty ekologicheskih prav // Obrazovanie i pravo. 2021. № 6. S. 47-53.

7. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Ivanova Yu.A. Teoretiko-pravovye osnovy protivodeystviya mezhdunarodnoy prestupnosti. Social'no-gumanitarnoe obozrenie. 2021. № 1. S. 43-50.

8. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Ivanova Yu.A. Bor'ba s rabstvom, rabotorgovley: aktual'nye aspekty. Ugolovnoe sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki. 2021. № 2. S. 93-100.

9. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Fedulov V.I. Kollodiruyuschie privyazki v mezhdunarodnom chastnom prave. Sovremennaya nauka. 2021. № 6. S. 19-21.

10. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Fedulov V.I. Sistema evropeyskih standartov v oblasti ekologicheskih prav. Obrazovanie i pravo. 2021. № 7. S. 100-105.

11. Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Ivanova Yu.A. Znachenie mezhdunarodnogo prava v sfere zaschity prav cheloveka. Obrazovanie i pravo. 2021. № 7. S. 36-42.

Login or Create
* Forgot password?