Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the situation that has arisen in the Black Sea region in connection with the systematic violations by NATO ships of the provisions of the 1936 Montreux Convention on the Status of Straits between the Black and Mediterranean Seas. The analysis of events related to the increased activity of the Alliance Navy near the borders of the Russian Federation is carried out and the option of maintaining control over compliance with international Law is proposed.

Keywords:
Montreux Convention, Black Sea Straits, Turkey, Ukraine, NATO
Text

Почти все международные документы роднит одно — святая вера подписантов в то, что международное право всесильно, что «уговор дороже денег», что заключенное и скрепленное подписями первых лиц государств соглашение между сторонами само по себе является гарантией того, что все будет соблюдаться до последней буквы договора. С некоторых пор постмодернизм прочно укоренился и в такой, казалось бы, консервативной сфере, как международное публичное право. Истин теперь здесь много, но берет верх та, которая принадлежит самому сильному либо хитрецу, сумевшему суммировать и силу, и хитрость.

Так, в Вашингтоне в последнее время с неподдельным непониманием смотрят на все заключенные ранее соглашения, которые всячески препятствуют США поддерживать однополярный мир. Сплошь и рядом различные процедурные правила согласования определенного поведения, международные ограничительные барьеры и запреты. Классический тому пример — Конвенция Монтре 1936 г. о статусе проливов между Черным и Средиземным морями, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, закрепившая суверенитет Турции над проливами. Важный документ! Но не в тех случаях, когда проявляются интересы США в данном регионе[1].

«Мы с вами хорошо знаем, что США под разными предлогами, в том числе с целью обеспечить свою собственную безопасность, действуют за тысячи километров от своей национальной территории, за тысячи. И, когда им мешает международное право и Устав ООН, объявляют это все устаревшим, ненужным, а когда что-то соответствует их интересам, сразу ссылаются на нормы международного права, на Устав ООН, на международное гуманитарное право и т.д. Эти манипуляции надоели», — заявил Президент РФ Владимир Владимирович Путин на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации[2].

Нормы Конвенции 1936 г. гарантируют гражданским судам свободный проход через проливы в мирное время, ограничивая при этом перемещение военных кораблей. Данные ограничения в первую очередь затрагивают нечерноморские государства. В течение многих лет данные ограничения являлись причиной споров и противоречий.

Смысл противоречий сводился к отсутствию международного консенсуса по вопросу, какая страна могла бы контролировать стратегические пути из Черного в Средиземное море. В результате длительных переговоров и сложных дебатов Турция получила право контроля над проливами с условием их закрытия для всех иностранных военных судов в случае начала вооруженного конфликта. Кроме того, налагаются запреты и ограничения по классу и тоннажу военных судов. Страны, не имеющие выхода к Черному морю, обладают правом проводить через проливы корабли, общий тоннаж которых не должен превышать 30 000 тонн, и максимальный срок пребывания в черноморской акватории составляет 21 день[3].

Бесспорно, в современных условиях при определении сфер влияния на мировом пространстве вопрос Черноморских проливов имеет стратегическое значение, особенно при приближении военных и военно-морских баз НАТО к границам России. Поэтому удивляет молчание наших дипломатов по фактам нарушений некоторых норм Конвенции. Проливы являются «ключами» к Черному морю. Сегодня ими обладает Турция, которая является членом НАТО и позволяет нечерноморским государствам бесконтрольно вводить свои военные корабли в акваторию Черного моря, игнорируя интересы России. А мы молчим!

Турция, как страна альянса, периодически позволяет посещать проливную зону под различными предлогами крупным соединениям натовских кораблей (чаще американских и английских), в том числе и с ракетными установками на борту. Незаметно «визиты вежливости» переросли в регулярные военно-морские учения с присутствием кораблей нечерноморских государств. Что это, как не ползучая агрессия? Вот и сейчас плавучий штаб 6-го флота США «Маунт Уитни» и эсминец «Портер» с «Томагавками» на борту всю неделю пытались вести себя в чужом море как дома. Сначала побывали в Батуми, потом сплавали в Румынию, где их встретили местные и украинские моряки. И все время в небе кружили самолеты-разведчики — американские «Посейдоны». И даже высотный U-2 времен холодной войны летал над морем и прямо над Украиной. Такой активности в регионе Альянс не проявлял давно, если не сказать никогда. 

В нынешней Турции далеко не лучшие времена. Народные вспышки протестов по любому поводу говорят о ее крайне неустойчивой внутренней ситуации. Турция поддерживает радикальных исламистов в Сирии, выступающих против Б. Асада, что указывает на зависимость Анкары от США. А значит, Вашингтон вполне может добиться уступок со стороны Турции и еще более усилить свое военное присутствие у черноморских берегов Украины.

В Киеве тоже идут процессы в направлении расширения военных действий. Украина ищет варианты легальных обходов ограничений, созданных конвенцией Монтре, которые позволили бы базировать американские и британские военные корабли в украинских портах на постоянной основе. Об этом рассказал «Український мілітарний портал» (УМП) в заметке «Військово-морська база країн NATO в Україні на річці Південний Буг». Материал, опубликованный на этом ресурсе, обращает внимание на любопытное противоречие[4].

Согласно Конвенции Монтре военные корабли нечерноморских стран должны через 21 день покидать акваторию Черного моря, но не говорится, каким образом данные суда должны выйти из нее. Как пишет УМП, военный корабль, находящийся в украинском порту Азовского моря или вошедший в протекающую через Николаев реку Южный Буг, тоже может считаться покинувшим черноморскую акваторию! Таким образом, боевые корабли НАТО можно базировать в бывшем центре советского военного кораблестроения Николаеве, утверждает УПМ. Это подтверждает и военный эксперт, руководитель севастопольского отделения Института стран СНГ Сергей Горбачев.

Еще в апреле 2016 г. в Бухаресте на совместной пресс-конференции с президентом Румынии Вернером Клаусом Йоханнисом бывший президент Украины Петр Порошенко заявил о возможности создания совместной Черноморской флотилии под руководством НАТО.

В 2019 г. украинские СМИ уже обсуждали вариант обхода ограничений конвенции Монтре, предложенный советником Министерства информационной политики Украины Р. Микиани. Суть предложения заключалась в передаче в аренду США 10 кв. метров территории Украины на черноморском побережье. «США должны были осуществлять государственный суверенитет на этом клочке территории», — добавил Микиани. Таким образом, Штаты приобретали статус черноморской державы, что автоматически снимало все юридические ограничения, связанные с Конвенцией[5].

В Турции утвердили проект строительства канала «Стамбул», на который якобы не будет распространяться конвенция Монтре, по которому в Черное море будут заходить корабли любого класса. «Канал откроет проход любым судам НАТО», — уверенно заявил «Правде.Ру» почетный президент Украинской академии политических наук, политолог Николай Михальченко. Необходимо уточнить, что «почетный политолог» даже не открывал тот документ, отмену которого он «предсказал». Дело в том, что Конвенция Монтре не может быть отменена дополнительной водной артерией в виде канала «Стамбул», в ней речь идет не только о двух проливах.

Депутат Верховной Рады Х созыва В.М. Гаврилюк стал копать еще глубже и предложил инициативу, позволяющую свободное передвижение кораблей США в Черном море. Как заявил депутат, при подписании Конвенции Монтре Украина была оккупирована и не могла влиять на принятие Конвенции. Депутат считает, что окружающие государства не учитывают роль Украины в этом регионе. Решить проблему В.М. Каврилюк предлагает путем принятия закона о переименовании Черного моря в Украинское (или Афроамериканское, прим. автора), после чего Конвенция Монтре потеряет силу. Следующий шаг, считает украинский депутат, принятие новой конвенции, которая должна пройти, конечно, с участием Украины.

В сложившейся ситуации России необходимо активно решать вопрос о создании специальной комиссии (варианты на усмотрение сторон) по проверке соблюдения и выполнения всех правил, предусмотренных Конвенцией, и придании этой комиссии статуса комиссии ООН. В.В. Путин уже обратился к Западу с предложением подписать долгосрочные, юридически обязывающие гарантии по безопасности.

Параллельно России необходимо заручиться поддержкой Турции в вопросах пресечения нарушений Конвенции и закрепить эту договоренность двусторонним договором. Для этого необходимо повлиять на Р. Эрдогана, например, в Сирии, являющейся турецким подбрюшьем. Москве, например, можно «уступить» уговорам Дамаска с Тегераном и выйти из российско-турецких соглашений по Идлибу. Затем уничтожить все лагеря террористов в этом регионе вместе с турецкими инструкторами. Москве нужно вернуться к детальной работе с местными курдами, взять их под свое крыло (как это делал в свое время СССР) со всеми вытекающими последствиями в виде снабжения и обучения. А на претензии турок отвечать фразой «мы работаем с легитимным сирийским правительством», а на угрозы ввести войска — реагировать с улыбкой, понимая, что Эрдоган войну не начнет, так как его поражение будет сродни промаху Акелы, после которого на турецкого султана накинутся как турецкие волки, так и иностранные шакалы. Ведь слабых всегда бьют.

 

[2] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67402.

[3] От Лозанны до Монтре (Советский Союз и проблема Черноморских проливов в 1924–1936 гг.) // Россия и Черноморские проливы (XVIII-XX столетия) / А.В. Игнатьев, Л.Н. Нежинский и др.; под общ. ред. Л.Н. Нежинской, А.В. Игнатьева. М., 1999. Гл. 9. С. 391–436.

[4] Волобоєв Е. Військово-морська база країн NATO в Україні на річці Південний Буг, 2020.

[5] Союстов А. Новое жульничество Киева с конвенцией Монтре оставило Россию равнодушной // Политика. 2021.

References

1. Konvenciya o rezhime prolivov (Konvenciya o rezhime Chernomorskih prolivov, Montre, 20 iyulya 1936 g.).

2. Martynyuk V. URL: http://www.km.ru/world/2014/06/10/protivostoyanie-na-ukraine-2013-14/742106-mezhdunarodnoe-pravo-vybroste-i-zabudte.

3. Ot Lozanny do Montre (Sovetskiy Soyuz i problema Chernomorskih prolivov v 1924-1936 gg.) // Rossiya i Chernomorskie prolivy (XVIII-XX stoletiya) / A.V. Ignat'ev, L.N. Nezhinskiy i dr.; pod obsch. red. L.N. Nezhinskoy, A.V. Ignat'eva. M., 1999. Gl. 9. S. 391-436.

4. Kulinchenko V. Konvenciya Montre po Chernomu moryu stanovitsya opasnoy dlya Rossii // Argumenty nedeli. 2 noyabrya 2021 g.

5. Voloboєv E. Vіys'kovo-mors'ka baza kraїn NATO v Ukraїnі na rіchcі Pіvdenniy Bug, 2020.

6. Soyustov A. Novoe zhul'nichestvo Kieva s konvenciey Montre ostavilo Rossiyu ravnodushnoy. Politika. 2021.

7. Nacional'naya bezopasnost' / N.D. Eriashvili, O.A. Mironova, E.N. Hazov i dr. M., 2017.

Login or Create
* Forgot password?