CRIMES AGAINST LIFE AND THEIR PLACE IN THE CRIMINAL LAWS OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article is devoted to the study of the crime scene against life in the system of a special part of the criminal legislation of the Russian Federation and the Republic of Abkhazia. The conclusion is made about the similarity of the position of the Russian Federation and the Republic of Abkhazia in the paramount importance of protecting human life and Special parts of criminal Laws are opened by articles on crimes against the person. In this regard, and in general, the criminal Laws of these States are fairly unified.

Keywords:
crimes against life, special part of criminal Law, human life, criminal legislation, Criminal Code of the Russian Federation, Criminal Code of the Republic of Abkhazia
Text

Уголовные законы большинства государств мира криминализуют деяния, посягающие на жизнь человек. Однако как незаконное лишение жизни может быть квалифицировано не только непосредственное посягательство на жизнь человека, но и деяния в рамках совершения других преступлений. Так, например, потерпевший может быть лишен жизни при террористическом акте, бандитизме, при совершении которых нередко подвергаются опасности жизнь людей. Это что касается умышленных убийств. Причинение смерти по неосторожности может иметь место при игнорировании различными правилами, когда намерение виновного не направлено на непосредственное посягательство на жизнь человека.

Что касается преступлений, связанных с причинением смерти или доведением до самоубийства, они не содержат в себе признаков других преступных деяний, предусмотренных в уголовном законе. Преступлениями против жизни признаются такие действия, непосредственно направленные на жизнь человека, при совершении которых лишение жизни или доведение до самоубийства другого человека считаются основанием уголовной ответственности.

Место преступлений против жизни в структуре Особенной части уголовных кодексов Российской Федерации (далее — УК РФ) и Республики Абхазия (далее — УК РА) определяется исходя из опасности названных преступлений. При этом, конечно, учитывается уголовно-правовая политика, нацеленная на защиту жизни человека как важнейшей ценности.

В соответствии с конституционными предписаниями уголовные законодательства обоих государств первостепенной задачей отмечают именно охрану прав и свобод человека и гражданина, для чего устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для человека деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за их совершение (ст. 2 УК РФ и ст. 2 УК РА).

УК РФ и УК РА, излагая задачи уголовного законодательства, в числе приоритетных задач называют защиту человека. Тем самым подчеркивается повышенная опасность и значение борьбы с преступлениями против жизни человека, что и предопределяет их место в структуре уголовного законодательства.

Уголовные законы России и Республики Абхазия представляют собой упорядоченную систему законодательства, где каждая правовая норма имеет свое четко обозначенное место. Место, занимаемое каждой нормой, обусловлено не случайным выбором законодателя, а характером важности объекта преступного посягательства[1]. При формировании структуры Особенной части уголовного кодекса за ее основу берется наиболее важный и уникальный признак состава преступления, способный подчеркнуть и отчетливо выразить степень опасности деяния, каким является объект преступного посягательства.

По справедливому замечанию авторов, объект каждого преступления представляет собой ценностную характеристику деяния[2]. Признание объекта преступления основным элементом формирования структуры Особенной части уголовных законов государств остается, как и раньше, общепризнанным. Этого правила придерживаются уголовные законодательства России и Республики Абхазия.

Построение системы Особенной части в целом и каждой из ее глав осуществляется с учетом задач и принципов и прежде всего требований принципа законности. Значение уголовного закона обнаруживается не только в его содержании, но и в соотношении его отдельных разделов и глав, то есть в том, что может называться архитектурой кодекса[3].

Повышенная опасность преступлений против жизни определяется характером объекта этих преступлений, ценностью для всего общества и для каждого человека в отдельности тех благ, на которые посягают эти преступления. Так, помещение этих преступлений на первое место в системе Особенной части уголовных кодексов РФ и РА иллюстрирует это положение. В УК РА, так же как и в УК РФ, Особенные части открываются преступлениями против жизни человека (разделы УК о преступлениях против личности), первые же статьи: ст. 105 УК РФ (Убийство) и ст. 99 УК РА (Убийство)[4].

Анализ системы Особенной части двух государств показывает, что она содержит целый ряд составов преступлений, которые одновременно посягают на два или три охраняемых уголовным законом ценностей и интересов. При совершении таких преступлений, как, например, бандитизм, разбой, акты терроризма, помимо посягательства на интересы государства, может иметь место и посягательство на жизнь человека. Осуществляя борьбу с подобными преступлениями, государство обеспечивает тем самым и охрану интересов человека. Расположение составов таких преступлений не в главе о преступлениях против жизни, а в иные главы вполне оправдано, так как законодатель учитывает иные наиболее защищаемые уголовным законом ценности[5].

Вопрос о преступлениях, при совершении которых одновременно осуществляется посягательство на жизнь человека и на другие охраняемые уголовным правом интересы, решается иначе. В структуре их составов определяющим является посягательство на жизнь человека, а поэтому подобные опасные деяния относятся к преступлениям против жизни. Это общее правило, однако не всегда применимо к преступлениям против интересов общества или государства и к преступлениям, связанным с причинением смерти по неосторожности.

При некоторых преступлениях против интересов общества или государства умышленное причинение смерти не образует самостоятельного состава и включено в состав иного преступления, имеющего особую, повышенную опасность (например, терроризм, бандитизм). В остальных случаях умышленное причинение смерти является определяющим и образует состав убийства. Такие признаки, как корыстные мотивы, хулиганские побуждения и другие, сопутствующие умышленному причинению смерти, могут быть отнесены только к числу квалифицирующих признаков или отягчающих обстоятельств[6]. Причинение смерти по неосторожности также является иногда сопутствующим признаком другого более общественно опасного деяния (например, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства (ст. 264 УК РФ, ст. 263 УК РА), умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст. 167 УК РФ, ст. 164 УК РА). Однако такое причинение смерти не образует самостоятельного состава причинения смерти по неосторожности, а остается в рамках единого преступления как квалифицирующий признак или отягчающее наказание обстоятельство. УК, определяя ответственность за подобные преступления, учитывает возможность причинения смерти по неосторожности при установлении вида и размера санкций уголовно-правовых норм[7]. В подобных случаях санкций нормы, предусматривающие наказание за преступления, включающие в себя причинение смерти по неосторожности, согласуются с санкцией нормы, предусматривающей наказание за причинение смерти по неосторожности.

Таким образом, УК РФ и УК РА первостепенно и приоритетно охраняют жизнь человека, устанавливают ответственность за убийство (ст. 105–108 УК РФ, ст. 99–102 УК РА), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ, ст. 103 УК РА), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ, ст. 104 УК РА). В УК РФ имеются еще два состава преступлений против жизни человека, а именно склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. 110.1 УК) и организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК). УК РА такие составы преступлений не известны. Однако УК РФ и УК РА в целом унифицированы по составам преступлений против жизни, в том числе и по санкциям за данные преступления. УК РА, так же как и УК РФ, предусматривает возможность применения смертной казни за квалифицированное убийство, хотя суды не назначают этот вид наказания ввиду моратория на ее применение и исполнение[8].

 

[1] Колбая М.Б. Развитие уголовного законодательства Республики Абхазия об ответственности за убийство // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 2. С. 26–28.

[2] Пионтковский А.А. Советское уголовное право, Особенная часть. М., 1928. С. 21.

[3] Трайнин А.Н. Уголовное право, часть Особенная. М., 1927. С. 25.

[4] Для примера, УК не всех государств постсоветского пространства следуют этому принципу. Например, по УК Украины преступления против жизни на втором месте по значимости уголовно-правовой охраны (уголовный закон приоритетно (на первом месте) охраняет основы национальной безопасности Украины). В УК Республики Беларусь и УК Азербайджанской Республики преступления против жизни человека на третьем месте по значимости, на первом и втором местах в Особенной части УК преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления. По УК Эстонии преступления против личности (жизни) на четвертом месте, после преступлений против человечности, военных преступлений, против государства и государственного и общественного имущества. В УК Литвы преступления против личности (жизни) на третьем месте после преступлений против мира и безопасности государства, военных преступлений и преступлений против литовского государства.

[5] Белясов С.Н. Понятие преступлений против жизни и здоровья в доктрине уголовного права // Право и практика. 2021. № 2. С. 56–58.

[6] Загородников Н.И. Преступления против жизни по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 13.

[7] Красиков А.Н. Преступления против личности. Саратов, 1999. С. 26.

[8] Смертная казнь не применяется в России с мая 1999 г. В 1997 г. Россия вступила в Совет Европы и подписала протокол № 6 Конвенции о защите прав человека, который предполагает введение моратория на смертную казнь. Согласно мораторию суд не может назначить человеку смертную казнь. Срок действия моратория не определен. В свою очередь, Республика Абхазия приняла на себя обязательство наложить мораторий на смертную казнь в мирное время и 17 января 2007 г. Народным собранием — Парламентом Республики Абхазия принят Закон «О моратории на смертную казнь».

References

1. Belyasov S.N. Ponyatie prestupleniy protiv zhizni i zdorov'ya v doktrine ugolovnogo prava // Pravo i praktika. 2021. № 2. S. 56-58.

2. Zagorodnikov N.I. Prestupleniya protiv zhizni po sovetskomu ugolovnomu pravu. M., 1961. S. 13.

3. Kolbaya M.B. Razvitie ugolovnogo zakonodatel'stva Respubliki Abhaziya ob otvetstvennosti za ubiystvo // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2010. № 2. S. 26-28.

4. Krasikov A.N. Prestupleniya protiv lichnosti. Saratov, 1999. S. 26.

5. Piontkovskiy A.A. Sovetskoe ugolovnoe pravo. Osobennaya chast'. M., 1928. S. 21.

6. Traynin A.N. Ugolovnoe pravo, chast' Osobennaya. M., 1927. S. 25.

Login or Create
* Forgot password?