ETHNOPOLITICAL OVERVIEW OF THE TURKIC-SPEAKING PEOPLES IN EASTERN EUROPE AND SOUTHERN SIBERIA DURING THE EARLY MIDDLE AGES
Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e rassmatrivaetsya odna iz naibolee vazhnyh problem Srednevekov'ya: vozniknoveniya gosudarstv na evraziyskom prostranstve i yuge Sibiri. A imenno neposredstvenno posle sobytiy Velikogo pereseleniya narodov i nachinaetsya aktivnoe rasselenie po territoriyam nekogda pustovavshih territoriy Vostochnoy Evropy. Po itogu etih sobytiy proizoshlo formirovanie mnogih etnosov i super-etnosov. V hode issledovaniya budet opredelena preemstvennost' kochevyh narodov Vostochnoy Evropy i Yuga Sibiri (pechenegi, bolgary, avary, hazary, polovcy i t.d.) k tyurkam.

Keywords:
etnopoliticheskiy obzor, etnicheskaya istoriya, obzor etnogeneza, kochevye narody, tyurkskie narody, kaganat, Srednie veka
Text
Text (PDF): Read Download

Периодом раннего Средневековья я обозначаю исторические рамки между концом V в. и концом X в. н.э. Этот период времени ознаменовался появлением на политическом пространстве северной Евразии новых народов, прежде всего это тюркские народы и славяне. Тюрки выходят на историческую сцену примерно тогда же, когда и славяне. Их заметили цивилизации, обладающие письменностью, где-то в конце V — начале VI в. Ранняя история тюрок связана с Каганатом жужаней (402–552 г.).

Жужани — это монголоязычные племена, которые в V в. н. э. образовали очень крупное политическое единство, так называемый каганат жужаней. В.С. Таскин отмечал «жужани, относившиеся к группе дунху, являлись монголоязычным народом, силой включившим в созданное ими государство различные тюркоязычные племена» [1, 486].

Согласно источникам, сохранившимся до наши дней, тюрки были подконтрольны жужаням. И нужно отметить, что в 402 г. правитель жужаней первым из степных народов принял титул кагана, или же каан [2, 80–94]. Однако восстание тюркских народов по итогу уничтожило жужанский каганат. Остатки жужаний были вынуждены отправиться на Запад. В будущем они заявят о себе как авары.

Тюрки, разгромившие жужаний, создали в степях центральной Азии свой собственный каганат, Великий тюркский каганат. Огромная кочевая империя, которая протянулась от Северной Кореи до Предкавказья и Северного Причерноморья. Тюрки обладали довольно высокими показателями развития материальной культуры, они изготавливали железное оружие, доспехи и, используя различные инновации в области военного дела, смогли подчинить своей власти огромные степные территории, поставить в вассальную зависимость многие оседлые народы.

Однако со временем каганат распался на два образования: западно-тюркский каганат и восточно-тюркский каганат. Сначала стоит рассмотреть вклад тюрок в мировое этнополитическое развитие. Здесь можно отметить несколько важных моментов: считается, что именно в рамках тюркского каганата произошло первое появление новой модели этнополитического сознания. Различные племена и прежде всего вожди этих племен постепенно начинали чувствовать себя тюрками, то есть тюрки в конце VI — начале VII в. и позже тоже. Это такой своеобразный супер-этнос, который впитал себя немало разных племен и народов.

Кроме того, тюрки оставили немало явлений культуры, связанных с политической организацией кочевых народов, допустим, у монголов — это деление тюркского каганата на два крыла: правое и левое. Причем восточное крыло считалось более важным, и тот человек, который возглавлял это крыло, фактический правил всем каганатом. Младшие же каганы официально управляли западным крылом и именовались сочетанием государственного и сословного титулов «ябгу-каган», что, однако, не исключало сохранение самостоятельного титула «ябгу» у этой части тюркютов [3, 28–30].

Западно-тюркский каганат располагался в том числе на территории современного российского юга и на территории Средней Азии, он просуществовал недолго и в конце концов распался на несколько политических образований. Дальнейшая история этого огромного региона была связана с теми народами, которые когда-то входили в состав Великого тюркского каганата и западного тюркского каганата.

Что касается жуанжуаний, или же жужаней, разбитых тюрками, их остатки двинулись на Запад, смешались с другими племенами, по некоторым предположениям, в том числе и с тюркскими народами, и в конце концов добрались до Восточной Европы, где стали известны под именем аваров. Касаемо ранних авар, эту теорию поддерживает венгерский историк А. Рона-Таш. Он считал, что еще на раннем этапе становления авары говорили на одной из разновидностей тюркского языка [4, 111–125]. Авары осели на территории севера Балканского полуострова, на территории бывшей Римской провинции — Паннонии и образовали здесь свой Каганат, их правитель носил высший степной политический титул — каан, то есть повелитель всех племен.

Аварский Каганат доставлял серьезные проблемы тем народам, которые обитали в Восточной и Юго-Восточной Европе. В это время он стал настоящей угрозой для Византийской империи, для франков, для германских королевств и, конечно, для славянских народов, многие из которых оказались под властью, под игом аваров. Даже в «Повести временных лет» сохранилось сообщение о том, что авары жестоко угнетали славян, в частности славянское племя или племенной союз дулебов запрягали славянских женщин в свои повозки. Однако аварский каганат был разбит своими противниками, причем в этом разгроме аваров сыграли свою роль самые разные государства: это и империя Карла Великого, и славянское княжество Само, и Византийская империя, и Болгария.

Болгария — это тоже тюркский народ, или тюркское племя, которое оставило современным болгарам, южным славянам свое имя. Болгары выходят на историческую сцену впервые в VII в., когда они создают на территории Северного Кавказа, Предкавказья, Крыма, бассейна Дона свое этнополитическое образование, своеобразную кочевую империю, известную как Великая Болгария. Согласно полулегендарным сообщением, создателем этой Болгарии был Хан Кубрат. Однако это образование было довольно рыхлым, непрочным и после смерти Кубрата оно начало дробиться. Основываясь на основных источниках Феофана и Никифора, Великая Болгария существовала до смерти Кубрат-хана, которая произошла во время правления Константа 2 (641–668). Затем пятеро сыновей хана рассорились и «убегали друг от друга» со своей ордой [5, 111].

В частности, один из его сыновей Аспарух вместе с частью болгарской орды переместился на Балканы, где болгары основали другую, так называемую дунайскую Болгарию, предтечью современной Болгарии. Другие части болгар рассредоточились в разных направлениях. Одна из частей болгарской орды двинулась на Север и в конце концов осела в междуречье Волги и Камы, где появилась так называемая Волжская Булгария, которая в этом районе упоминалась персидским анонимным автором Хухуд ал-Алам [6, 162].

Болгары — это тоже тюркский этнос, который из глубин центральной Азии переместился до Юго-Восточной Европы. Конечно, еще одним тюркским народом, который громко заявил о себе в VII–VIII вв., были хазары. Хазары основали свое государство на той территории, где до них располагалась Великая Болгария. Фактически они сменили болгар в качестве ведущего этноса на территории Нижнего Поволжья и Предкавказья. Хазары довольно длительное время воевали с арабами. Считается, что они сыграли немаловажную роль в том, что арабская экспансия остановилась на территории Кавказа и не двинулась дальше. Однако мы знаем, что, допустим, влияние ислама и многих других аспектов арабской средневековой цивилизации сказывалось в этом регионе и здесь возникли своеобразные анклавы или очаги мусульманской культуры.

Хазарское государство было достаточно мощным, и хазарские правители контролировали несколько важных торговых путей, в том числе нижний финальный отрезок великого волжского пути. Взимание торговых пошлин за провоз товаров через свои территории было важным источником доходов для хазар. В хазарском государстве, особенно в IX в., власть была сосредоточена в руках царя (или по арабской терминологии — малика). Однако сакральная власть (символическая власть) находилась у кагана, который считался религиозным (или культовым) предводителем всех хазаров.

Интересно, что в Хазарии в качестве официальной религии утвердился иудаизм, но при этом население Хазарии было не только полиэтничным, но и поликонфессиональным — здесь проживало немало мусульман, были христианские анклавы христианской общины и, конечно, было очень много язычников. Однако наличие в их составе тюркского элемента, несомненно, есть, в частности наследование некоторых обрядов погребальной обрядности тюрок: трупосожжение с оружием и конской сбруей [7, 207–213], труположение в могилах с заплечиками [8, 7–244].

Хазария довольно активно воевала со славянами. Многие славянские племена в IX в. оказались под контролем хазарских правителей и опять же в «Повести временных лет» есть легенда о том, как князь Олег освобождал некоторые славянские племенные союзы от власти хазар. Последним из-под власти хазарских правителей выпали вятичи — это произошло уже в середине X в. при князе Святославе, после его походов 60-х гг. X в., Хазария оправиться уже не смогла, вскоре распалась и исчезла с политической карты этого региона. В IX в. политическая карта Восточной Европы выглядела следующим образом: лесную зону занимали в основном финно-угорские народы, а также славяне и балты. Что касается степной зоны, то здесь в основном кочевали тюркские народы, такие как: печенеги, хазары сохраняли здесь в IX в. свое влияние, и на территории Волго-Камского междуречья возникла еще одно государственное образование, известное как Волжская Булгария.

Что касается Северного Кавказа, то здесь в X в. возник довольно прочный союз аланов, известный как Кавказская Алания. Кроме того, в степях Южной Европы в конце X в. появились печенеги — тоже тюркский народ, который создал ряд серьезных проблем для Киевской Руси. В XI в. печенегов в степях Восточной Европы сменили половцы — тоже тюркский народ.

Таким образом, Восточная Европа в период раннего Средневековья была ареной миграций самых разных народов. Прежде всего это тюрки, поскольку их действия тщательно фиксировались соседними цивилизациями и попадали на страницы исторических трудов. Касаемо народов лесной зоны, здесь историки вынуждены опираться на вещественные археологические источники, реконструируя процессы, связанные с историей народов лесной зоны. Ранее описываемые тюркские народы сыграли важную роль в ранней истории Древнерусского государства.

References

1. Materialy po istorii drevnih kochevyh narodov gruppy dunhu / Vvedenie, per. i komment. V.S. Taskina. M., 1984. 486 s.

2. Kradin N.N. Obschestvennyy stroy Zhuzhan'skogo kaganata // Istoriya i arheologiya Dal'nego Vostoka. Vladivostok, 2000. S. 80-94.

3. Ibragimov S.K., Hrakovskiy V.S. Mahmud Kashgarskiy o rasselenii plemen na territorii Kazahstana v X veke // Vestn. AN KazSSR. 1958. № 11(164). S. 28-30.

4. Rona-Tash A. Hazary i mad'yary // Hazary. Ierusalim; M., 2005. S. 111-125.

5. Chichurov I.S. Vizantiyskie istoricheskie sochineniya: «Hronografiya» Feofana, «Breviariy» Nikifora: Teksty, perevod, kommentariy. M., 1980. S. 111.

6. Hudud al-‘Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 a.h. - 982 a.d. / Transl. by V. Minorsky; E.J.W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. London, 1970. R. 162.

7. Grach A.D. Drevneyshie tyurkskie pogrebeniya s sozhzheniem v Central'noy Azii // Istoriya, arheologiya i etnografiya Sredney Azii. M., 1968. S. 207-213.

8. Komar A.V. Pereschepinskiy kompleks v kontekste osnovnyh problem istorii i kul'tury kochevnikov Vostochnoy Evropy VII - nach. VIII vv. // Stepi Evropy v epohu Srednevekov'ya. Doneck, 2006. T. 5. Hazarskoe vremya. S. 7-244.

Login or Create
* Forgot password?