Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 675 Отрасли знаний, примыкающие к юриспруденции. Криминология. Криминалистика
BBK 60 Общественные науки в целом
The article selectively examines the current state of crimes of counterfeiting, analyzes statistical data of the Federal State Institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Central Bank. Attention is paid to operational and investigative characteristics and their importance for organization and tactics of detection, prevention and disclosure of counterfeiting by operational means. The contents of personality of the criminal in operative-investigative characteristic of counterfeiting has been determined on the results of scientific opinion research. The authors present and analyze the data of studying the offender personality according to the programmed materials of criminal cases, initiated under article 186 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Internet, contactless sale, operational-investigative characteristic, personality of offender, counterfeiting
Фальшивомонетничество на протяжении всего периода мирового развития обладает устойчивым характером. Активность преступных процессов отличается целенаправленной и системной преступной деятельностью. Заметно усилился уровень организованности и вырос криминальный профессионализм фальшивомонетчиков.
Проводимая государством политика по активизации борьбы с поделкой денежных билетов в последние годы определила тенденцию роста начиная с 2018 года, числа выявленных преступлений. Масштабы изготовления и распространения поддельных денежных билетов остаются неизменно высокими, ежегодно регистрируется более 16 тысяч преступлений, связанных с подделкой денежных билетов и ценных бумаг.
По мнению В.Е. Эминова изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денежных средств или ценных бумаг относятся к категории преступлений, представляющих наибольшую общественную опасность и, соответственно, имеющих особую криминологическую значимость вне зависимости от низких или высоких показателей статистики правоохранительных, судебных и иных органов государственной власти и управления [1, c. 229].
По данным федерального казенного учрежления "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" за последние шесть лет удельный вес таких преступлений в сфере экономической деятельности составил 50,5%.
При этом удельный вес раскрытых преступлений в сфере фальшивомонетничества не превышал уровня 6% в общем количестве преступлений экономической направленности и составил лишь 4% в 2016 г., 5,3% в 2017 г., 3,1% в 2018 г., 4,1% в 2019 г., 5,6% в 2020 г., 3,5% в 2021 г. [2]. По данным Центрального Банка Российской Федерации, основную массу поддельных банкнот составляют денежные билеты Банка России. Ежегодная доля выявленных поддельных банкнот иностранных государств за указанный период не превышала 8% от общего числа [3].
Анализируя реалии практической деятельности в сфере выявления и раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ, необходимо отметить, что в числе ценных бумаг фальшивомонетчиков больше всего привлекают высоколиквидные векселя Сбербанка России и иных финансово- кредитных организаций. Кроме того, все больший интерес у них вызывают и облигации, акции, тревел-чеки и боны.
Следует отметить, что за данный период произошло снижение показателей организованной преступности в рассматриваемой сфере. Так удельный вес выявленных преступлений в составе оргвнизованных групп и преступных сообществ (далее - ОГ и ПС), в общем количестве выявленных преступлений в составе ОГ и ПС в сфере экономической деятельности составил: 20% в 2016 г. (687), 23% в 2017 г. (700), 10% в 2018 г. (815), 9% в 2019 г. (786), 7% в 2020 г. (1057), 6% в 2021 г. (1104) [2].
В настоящее время особую тревогу вызывает активное использование фальшивомонетчиками сети «Интернет» для «широкомасштабных вбрасываний» в оборот фальшивых денег, совершаемых в крупном размере. Об этом, в частности, говорит В.С. Овчинский, который относит современное распространение денежных средств к цифровым преступлениям, высказываясь, что в сети «Интернет» рекламируют и продают банкноты разных валют и номиналов, материалы и оборудование для нелегального изготовления, пособия, обучающие как изготавливать поддельные деньги и информацию об элементах защиты [4, c. 46-47].
Ярким примером является открытая и масштабная торговля поддельными бумажными денежными билетами, как правило номиналом 5000 российских рублей в так называемом «Даркнете», официально запрещенном сегменте «Интернета». Начиная с 2017 года участились факты задержания розничных сбытчиков поддельных купюр, которые приобретают их через виртуальные магазины, расположенные в теневом сегменте. Но наряду с такой «Интернет-торговлей» актуальны и классические приемы сбыта подделок, когда ими расплачиваются за товары или услуги или вводят в устройства автоматической обработки.
Проведенный анализ статистических показателей и выборочное исследование современного состояния преступности в сфере изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денежных средств или ценных бумаг с учетом наблюдаемой криминогенной ситуации позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день обстановка данной сферы остается криминологически сложной.
По мнению Ю.Г. Овчинникова и И.А. Филимонова оперативно-разыскная деятельность (далее – ОРД) не может быть эффективной без знания сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел характеристики отдельных видов преступлений [5, c. 174].
Таким образом, в процессе выполнения данного вида деятельности без знаний о наиболее существенных, типичных для определенной категории преступлений признаков (черт, свойств), отражающихся в объективной действительности довольно сложно грамотно использовать имеющиеся в распоряжении органов внутренних дел (далее – ОВД) силы и средства.
И.И. Алгазин и А.Г. Парадников считают, что изучать характеристику преступлений нужно с позиции обнаружения обстоятельств, оказывающих существенное влияние на организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий, что в итоге способствует выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений [6, c. 22].
В нашем исследовании представляется целесообразным пояснить, что оперативно-разыскная характеристика (далее – ОРХ) преступлений, подразумевает последовательное научно обоснованное описание отличительных черт противоправных деяний с учетом развития оперативно-розыскного законодательства, сложившейся криминогенной ситуации, а также правоприменительной практики в интересах поиска наиболее эффективных форм и методов оперативно-разыскного противодействия.
Определяя ОРХ преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ с помощью структурно-системного анализа, мы получаем целостную картину преступности, тем самым выделяя специфические особенности и признаки, влияющие на организацию и тактику их выявления, предупреждения и раскрытия оперативным путем.
Наиболее полное содержание ОРХ фальшивомонетничества предполагает изучение с позиций уголовно-правовой, криминологической, криминалистической характеристик и с позиции теории ОРД (оперативно-разыскные признаки, влияющие на совершение, выявление и раскрытие фальшивомонетничества).
Своевременное и полное криминологическое изучение личности преступника способствует повышению эффективности деятельности правоохранительных органов,позволяет принять в ходе рассмотрения уголовного дела правильное решение о назначении наказания, а также предпринять соответствующие меры, направленные на предупреждение преступности.
Раскрывая в оперативно-разыскной характеристике преступлений личность преступника, исследователи выделяют различные элементы. Так, А.И. Алексеев при описании личности преступников выделяют следующие элементы: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; нравственно-психологический критерий [7, c. 84-91].
А.М. Абрамов, раскрывая личность преступников, совершающих экономические преступления, относит к этим сведениям нравственно-психологические признаки (особенности личности преступников, их осведомленность о приемах и методах оперативной работы, наличие или отсутствие побуждающих мотивов к негласному сотрудничеству) и специальные признаки (особенности использования негласных сотрудников для оперативной разработки лиц, обстоятельства, облегчающие и осложняющие в различных ситуациях процесс оперативной разработки и т.д.) [8, c. 25].
Таким образом, помимо нравственно-психологических признаков, раскрывающих особенности личности преступников, в структуру он включает специальные признаки, которые показывают направления решения задач по использованию оперативными аппаратами своих возможностей в борьбе с преступлениями данного вида.
В.Д. Ларичев под ОРХ личности преступника понимает совокупность типичных, отличительных черт, качеств преступника, необходимых для решения оперативно-тактических задач. Он считает, что важное значение должно уделяться особенностям должностного положения лиц, совершивших преступления, возможностям использования ими этого положения для совершения преступлений и привлечения сослуживцев и подчиненных лиц, а также взаимоотношениям между членами преступной группы [9, c. 61].
О.В. Наумова в своем исследовании поддерживает вышеуказанную позицию. При этом изучая лиц, причастных к совершению преступлений рассматриваемого вида, она обращает особое внимание на социально-типологическую совокупность социальных позиций личности, определяющих ее принадлежность к определенной социальной группе. По ее мнению, эти сведения способствуют осуществлению приобретения негласных сотрудников данной категории для выявления и раскрытия рассматриваемых преступлений [10, c. 39-43].
Проведенное исследование в этом направлении позволило установить, что наиболее полное содержание структуры личности фальшивомонетчика предполагает изучение социально-демографических данных (пола, возраста, национальности, образования, материальных условий, рода занятий, семейного положения, наличия постоянного места жительства), нравственно-психологических (способностей, умений и навыков, волевыхсвойств), уголовно-правовых (мотивов преступного поведения, наличия прошлых судимостей) и оперативно-разыскных данных, включающих меры предпринимаемые преступниками при подготовке, совершении и сокрытии противоправных деяний, а также их осведомленность о приемах и методах оперативной работы ОВД.
В результате изучения личности преступника по программированным материалам 70 уголовных дел, возбужденных по ст. 186 УК РФ за рассматриваемый нами период были получены следующие показатели: 94,7% обвиняемых составляют мужчины, 5,3% - женщины. Проведенный анализ дал возможность выделить 4 возрастные группы: 1) 17-29 лет (43,1%); 2) 30-45 лет (29,4%); 3) 46-66 лет (18,9%); 4) 67 лет и выше (8,4%). Среди обвиняемых по ст. 186 УК РФ 47,7% – граждане России, 28,7% – уроженцы Северного Кавказа, 8,4 % – выходцы из Средней Азии, 5,8% – уроженцы закавказских республик и 7,8% – представители ближнего и дальнего зарубежья. Большинство лиц имеют среднее общее и среднее специальное образование – 60%, высшее профессиональное образование – около 20% обвиняемых, у 15% – неполное среднее. Несмотря на это более 50% обвиняемых не имеют постоянного источника дохода. Среди других категорий граждан: 10% – занимаются предпринимательской деятельностью, 22% – рабочие, 8% – студенты учебных заведений и учащиеся различных сфер жизнедеятельности.
В браке состоят всего лишь 25% обвиняемых. Постоянное место жительство имеют более – 50% фальшивомонетчиков, при этом 30% характеризуются положительно, 10% – посредственно и лишь 8% – отрицательно.
Определенные навыки и квалификацию в области изготовления поддельных денежных средств или ценных бумаг имеют около 8% фальшивомонетчиков, профессиональные способности – 3%. Кроме того, свыше 40% лиц, испытывали материальные трудности, около 7% занимались преступным ремеслом по иным убеждениям, у остальных – 53% преимущественно корыстный мотив (стремление к обогащению). Ранее судимы за экономические преступления – 5% обвиняемых, 20% имеют судимость за другие преступления, остальные не судимые.
Помимо всего прочего по результатам изучения личности преступника 74,2% обвиняемых являются участниками организованных преступных групп.
В преступные группы, занимающиеся фальшивомонетничеством, входят от 3 до 12 человек. Наиболее распространенными являются группы по 3 (33,3%), по 4 (19%) и по 8 человек (14,3%). В значительной части преступных групп участники связаны между собой приятельскими либо земляческими связями. Более половины преступных сообществ преимущественно состоят из представителей этнических диаспор, остальные имеют смешанный характер. В ряде случаев члены групп владеют связями в криминальном мире и государственных структурах, имеют налаженный бизнес в отрасли товаров и услуг.
Помимо этого, около 15% участников учувствуют в деятельности нескольких преступных групп и сообществ, 8% на постоянной основе поддерживают связи с ранее осужденными в сфере фальшивомонетничества. Роли обвиняемых в преступлениях распределились следующим образом: организаторы – 6,8%, организаторы-изготовители – 3,2%, изготовители – 4,6%, сбытчики – 86,2% [11].
Таким образом, анализ правоприменительной практики показывает, что в подавляющем большинстве данные преступления совершаются мужчинами молодого возраста. Как видно из представленных данных почти в половине случаев они являются гражданами Российской Федерации. Кроме того, среди обвиняемых довольно часто встречаются и представители других национальностей. Как показывает практика весьма нередко выходцы из Средней Азии, и уроженцы закавказских республик занимаются распространением поддельной валюты через «закладки», тем самым осуществляя роль курьера-закладчика («кладмена»).
Также данные наглядно демонстрируют, что больше половины фальшивомонетчиков являются участниками организованных преступных групп и формирований. Для таких групп в большинстве случаев характерна малочисленность состава и приятельские либо земляческих связи. Их организаторы имеют связующую нить с криминальным миром и государственными структурами, а также занимаются предпринимательской деятельностью с целью прикрытия криминальной активности.
В целом изучение личности фальшивомонетчика подтверждает, что это высококвалифицированная категория преступников, имеющая образование, определенные навыки и квалификацию в области изготовления поддельных денежных средств или ценных бумаг, профессиональные способности, а кроме того, развивающаяся в других направлениях и постоянно стремящаяся к развитию.
Стоит отметить и то, что преступной деятельностью они часто занимаются в виду отсутствия постоянного источника дохода либо испытывая материальные трудности. Но, помимо этого, распространена категория так скажем и профессиональных фальшивомонетчиков, которые занимаются преступной деятельность в целях обогащения.
Подводя итог всему вышесказанному, главным образом считаем важным отметить, что, владея знаниями о личности фальшивомонетчика можно наиболее эффективно осуществлять следующие виды деятельности:
– устранение причин и условий, способствующих совершению изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денежных средств;
– предупреждение фальшивомонетничества и общественно опасных последствий совершения этих преступлений;
– своевременное их выявление и пресечение, а также документирование преступных действий фальшивомонетчиков;
– обеспечение полного, всестороннего, объективного расследования уголовного дела.
Кроме того, система правовых институтов и норм, составляющих правовую основу оперативно-разыскной деятельности ОВД в сфере противодействия изготовлению, хранению, перевозке или сбыту поддельных денежных средств или ценных бумаг на современном этапе требует их принципиально нового осмысления в принятых ранее и действующих в настоящее время правовых актах. Исходя из этого, достаточно обоснованно утверждать, что данные о личности фальшивомонетчика будут имеют важное значение для совершенствования системы правовых институтов и норм интересующего нас направления деятельности.
1. Kriminologiya: uchebnik / otv. red. V.E. Eminov. - M.: Prospekt, 2021. - S. 229.
2. Statisticheskie sborniki za 2016-2021 gg. o sostoyanii prestupnosti v Rossii Glavnogo informacionno-analiticheskogo centra Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii. M.: GIAC MVD Rossii, 2016-2021.
3. Fal'shivye kupyury: statistika vyyavleniya poddel'nyh denezhnyh znakov za 2014-2020 gody [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://bankirsha.com/falshivyu-kupyury.html (data obrascheniya: 05.12.2021).
4. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v cifrovom mire. Sbornik nauchnyh trudov. / Pod red. V.S. Ovchinskogo. - M.: INFRA-M, 2021. - S. 46-47.
5. Ovchinnikov Yu.G., Filimonov I.A. Lichnost' prestupnika kak klyuchevoy element operativno-razysknoy harakteristiki posyagatel'stv na sotrudnikov organov vnutrennih del // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019 № 4. - S. 174.
6. Algazin I.I., Paradnikov A.G. O soderzhanii ponyatiya operativno-rozysknaya harakteristika prestupleniy //Aktual'nye problemy raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy: Mezhvuz. sb. nauch. tr. Omsk. 2005 № 2. - S. 22.
7. Alekseev A.I. Kriminologiya: Kurs lekciy. M.: Schit. 1998. - S. 84-91.
8. Abramov A.M. Teoreticheskie i prikladnye problemy operativno-rozysknogo obespecheniya raskrytiya i rassledovaniya moshennichestva: dis. … d-ra yurid. nauk. M, 2002. - S. 25.
9. Larichev V.D. Ponyatie i soderzhanie operativno-rozysknoy harakteristiki lichnosti ekonomicheskogo prestupnika // Nauchnyy portal MVD Rossii. 2008. № 3. - S. 61.
10. Naumova O.V. Operativno-rozysknaya harakteristika lichnosti fal'shivomonetchika // Rossiyskiy sledovatel'. 2014, № 14. - S. 39-43.
11. Sudebnye i normativnye akty RF: baza dannyh sudebnyh resheniy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http: //sudact.ru/regular/doc/?regular-txt=®ular-case_doc// (data obrascheniya: 10.01.-10.02. 2022).