ON SOME ASPECTS OF THE INTERACTION OF INTERNATIONAL AND NATIONAL LAW
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the main aspects of the interaction of international and national law. Special attention is paid to the study of modern trends in the interaction of states in the international legal arena. This article examines the problems of reception, implementation, integration of the norms of law of international and national legal systems. The issues of adoption and reflection in the Constitution of the Russian Federation of generally recognized principles and norms of international law are touched upon. The forms of interaction of international and domestic norms of law, as well as their mutual influence, are considered.

Keywords:
international law, national law, domestic law, integration, globalization, legal system, international relations, Constitution of the Russian Federation, reception of law, principles of international law, rule of law, implementation of law, international treaty
Text

Особое внимание в науке международного права отведено вопросу о соотношении государственного и международного права. В современном мире данной проблеме уделяется значительное внимание не только специалистами международного права, но и экспертами в области теории государства и права.

Правовая система отдельно взятого государства не подразумевает под собой самостоятельное явление. Она действует во всемирном правовом пространстве как неотъемлемая его часть. На развитие этой системы оказывают воздействие не только процессы, происходящие внутри конкретного государства, но и такие важнейшие процессы, как всемирная политическая, экономическая интеграция и глобализация.

Взаимодействие норм международного и национального права возникает при регулировании правоотношений с общим для обеих систем объектом регулирования.

Отношения, выходящие за юрисдикцию отдельно взятого государства, являются международными отношениями, регламентируемыми нормами международного права. Однако следует учесть, что международное право может регулировать и правоотношения внутри государства. Из вышесказанного следует вывод, что четкой грани между юрисдикцией национального права и международного не существует.

Вместе с тем, что международные отношения и отношения между межгосударственными и национальными правовыми системами являются различными по своей сути, хотя и обладают общим объектом регулирования, они прочно связаны между собой.

Одной из наиболее распространённых, исторически обусловленных форм взаимодействия правовых систем различных государств является рецепция норм права. На сегодняшний день данный процесс представляется многоаспектным и затрагивает практически все государства, при этом источником заимствований является международное право, с условием наличия у правоприменителя определённой правовой культуры, позволяющей осуществить интеграцию иностранных норм права в государственную правовую систему. Больше значение имеет и тот факт, что принимаемые нормы права и институты могут, как укрепить правовую систему, так и разрушить её.

Правовая система Российской Федерации переняла ряд концепций ранее провозглашенных и нашедших отражение в международных нормах права, а именно разделение властей, правовое государство и естественное право [9].

Так, глава 2 Конституции Российской Федерации [7] является примером рецепции норм права, поскольку положения, закрепленные в ней, основаны на Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [1].

Одной из главных тенденций современного общества стал процесс глобализации, обусловленный формированием единого общемирового экономического, политического и информационного пространства. Постоянно возрастающая  взаимозависимость между субъектами мирового пространства, усиление влияния информационно-телекоммуникационных технологий и трансграничных финансовых трафиков, потоков капитала, обострение противоречий между традиционной функцией государства по обеспечению собственного суверенитета и зависимостью от ситуации в мировой экономической и политической системах, появление транснациональных корпораций, которые наравне с государством стали воздействовать на мировое развитие, формирование международной правовой культуры, вот далеко не полный перечень наиболее общих взаимосвязанных факторов, позволяющих говорить об объективном характере развития глобализации в мировом масштабе. Наблюдается яркий процесс воздействия правовых систем друг на друга. Любая правовая система всегда является результатом внутреннего правового развития общества и внешнего мирового взаимодействия. Просматривается фундаментальная закономерность развития правовых систем. На определённом этапе происходит контакт сформировавшейся функционирующей правовой системы с новой системой, возможно более открытой и динамичной. В любом случае, при коммуникации наблюдается массовая интеграция моделей одной правовой системы в другую правовую систему.

Ввиду тенденций глобализации и интеграции возникает все большее количество споров, связанных с международным сотрудничеством. В современном мире широкое распространение получил процесс совместной разработки, приспособления, принятия и дальнейшего применения норм права. Такая форма взаимодействия характерна для многосторонних правоотношений на международной арене, с целью дальнейшей имплементации международно-правовых норм, то есть применения правовых и организационных положений, создаваемых общими усилиями государств для выполнения заключенных договоров и соглашений. Примером такого совместного правотворчества выступает Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров [2], которая применяется сторонами – государствами при осуществлении международной экономической деятельности и по сей день.  При этом число подписавших данный договор стран-участниц продолжает расти (по состоянию на 2020 год количество государств-членов договора достигло 85, в их числе Россия, Англия, Франция, Германия, Бельгия, Белоруссия, Китай и другие).

В настоящее время существуют государственные правовые системы, оказывающие влияние исключительно на свою суверенную территорию. Тем не менее, каждая из них не существует отдельно, а тесно взаимосвязана с другими национальными правовыми системами: нормы права одного государства приобретают юридическую оценку зарубежной правовой системы и наоборот, нормы иностранного права наделяются юридическим значением внутри государства.

Необходимо выделить, что государственные правовые системы не только подвержены взаимовлиянию, но и воздействию со стороны международного права.

Международное право – продукт воли государства, следовательно, производно от отдельных национальных правовых систем. По мнению С.А. Егорова национальное право должно быть согласовано с международным таким образом, чтобы обеспечить их взаимное применение.

На основании того, что образование интернациональной правовой системы предопределяется сочетанием внешней политики всех членов международных отношений и их волей можно сделать вывод о том, что национальное право в большей степени склонно к влиянию.

В рамках взаимодействия международного и государственного права представляется возможным рассмотреть такой феномен как правовая экспансия – насильственное навязывание правовой системы конкретному обществу, не характерной для него, с целью расширения сферы влияния.

Все положения правового государства могут быть искажены в случае проникновения правовой экспансии в государство, в процесс правотворчества, реализации и обеспечения права. Изменение любого звена цепи правового управления обществом повлечет за собой варьирование остальных под условия новой действительности.

Динамично развивающееся общество требует постоянного правового регулирования, направленного на объективное удовлетворение потребностей народа. Поэтому правотворческая деятельность во многом определяет перспективы развития государства. В связи с этим возникает необходимость заимствования из уже имеющихся правовых систем наиболее прогрессивных и развитых правовых конструкций.

Важно заметить, что один из ключевых принципов международного права оставляющий основу современных международных отношений – принцип суверенного равенства государств – в соответствии с которым все страны имеют одинаковые права и обязанности и являются паритетными участниками международного общества, устраняет вероятность механического перехода нормы национального права, которая делает иностранную норму юридически значимой, в общепризнанное правило международного права.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность использования норм международного права в установленных случаях по воле самого государства. При этом источник применяемых правовых положений должен быть подписан и ратифицирован (в том числе и в соответствии с указанием международных договоров на необходимость государств – участников внести соответствующие изменения в национальное законодательство). Основополагающим нормативно-правовым актом в части применения норм международного права выступает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации», которое призвано «обеспечить правильное и единообразное применение норм международного частного права» [8].

В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Также в данной норме содержится указание на необходимость в установленных случаях применять правила международных договоров Российской Федерации, а именно в случаях, если положения международных договоров противоречат принятым нормативно-правовым актам.

Если исходить из того, что международное право не предусматривает оказания прямого воздействия на население (на все категории в общем и на отдельных лиц), это не означает, что оно никоим образом не оказывает никакого влияния на него. Существует ряд норм международного права, договорных и обычных правовых норм, прямо или косвенно связанных с населением, в том числе в отношении гражданства, выдачи лиц, совершивших преступления, прав человека и обращения с иностранными гражданами. И даже нормы международного права, которые прямо не регулируют правового положения населения, косвенно влияют на него. Обязывая государства взаимодействовать друг с другом в определенном порядке, международное право также налагает на субъекты правоотношений обязательство действовать в сфере национального права, принимая нормативно-правовые акты, касающиеся положения населения.

Оценка влияния международного права на положение населения зависит от концепции и характера взаимодействия между международным правом и внутригосударственным правом, а также от концепции международной правосубъектности.

В современной западной доктрине подавляющее большинство авторов рассматривают предоставление отдельным лицам прямого доступа в международные органы правосудия в качестве участника судебного процесса как одно из основных доказательств возможности прямого регулирования нормами международного права общественных отношении населения.

Следует обратить внимание и на такую форму взаимодействия национального и международного права как борьба с преступностью на международной арене. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью - это особая деятельность государств и других субъектов международного нормотворчества в области предупреждения преступности, борьбы с ней и осуществления правосудия над правонарушителями. Масштабы, направления, оперативные задачи и формы такого сотрудничества определяются содержанием и особенностями преступности как явления, характерного для конкретного общества, и в значительной степени национальной политикой государства в борьбе с преступностью и терроризмом.

Признанным центром организации и координации международных отношений является Организация Объединенных Наций - универсальная межправительственная организация, действующая в соответствии со специальным международным договором. Основная задача Организации Объединенных Наций, согласно ее Уставу [3], заключается в обеспечении и поддержании мирных отношений на Земле, но ООН успешно способствует сотрудничеству государств практически во всех сферах деятельности.

Российская Федерация при осуществлении своей внутригосударственной деятельности придерживается ряда важнейших принципов международного права – основополагающих норм, которые заключены в международных договорах, решениях и обычаях. Ключевыми международно-правовыми актами, ратифицированными на территории России, являются: Всеобщая декларация прав человека [4], Конвенция о защите прав человека и основных свобод [5], Конвенция о правах ребенка [6], и ряд других.

С практической точки зрения наиболее актуальным вопросом является гармонизация международного и внутреннего права. Гармонизация способствует совершенствованию национальной правовой системы и обеспечивает эффективность международного. Следовательно, достижение согласия является одним из основных направлений совершенствования взаимодействия государственного и международного права.

Во многих случаях связь между Национальным правом и международным является юридически обусловленной, в частности, на этапе реализации международных обязательств.

Национальное право оказывает помощь международному праву в части его реализации. Речь идет о ситуации, когда основной целью международных положений является урегулирование отношений, выходящих за пределы юрисдикции одного государства (например, в рамках регулирования вопросов политического, военного, или культурного сотрудничества государств). Поскольку международное право всегда обязывает в целом государство действовать определенным образом, а не его отдельные органы власти, внутригосударственная задача состоит в обеспечении должной реализации и составлении нормативно-правовой основы деятельности, направленной на исполнение международных предписаний.

В законодательстве многих стран достаточно распространена практика, заключающаяся в присваивании юридической значимости нормам иностранного права, сама по себе не превращает такую норму в общепризнанное правило которое могло бы регулировать интернациональные отношения. Такое явление присуще сфере внутригосударственного права.

Главным препятствием на пути становления нормы национального права на ступень общепризнанных норм международного права является признание того, что данные правовые системы находятся в тесном взаимодействии, но при этом ни одна из них не стоит выше другой.

Для достижения своих целей обе правовые системы должны координировать свои действия. Суть их взаимодействия заключается во взаимном развитии. На наш взгляд, взаимодействие между национальным и международным правом основано на дуалистической концепции. Таким образом, в результате активного взаимодействия, обе правовые системы приобретают ряд заимствованных и интегрированных нор

References

1. Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Prinyat 16.12.1966 Rezolyuciey 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noy Assamblei OON) // SPS Konsul'tantPlyus.

2. Konvenciya Organizacii Ob'edinennyh Naciy o dogovorah mezhdunarodnoy kupli-prodazhi tovarov (Zaklyuchena v g. Vene 11.04.1980) // SPS Konsul'tantPlyus.

3. Ustav Organizacii Ob'edinennyh Naciy (Prinyat v g. San-Francisko 26.06.1945) (s izm. i dop. ot 20.12.1971) // SPS Konsul'tantPlyus.

4. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noy Assambleey OON 10.12.1948) // SPS Konsul'tantPlyus.

5. Konvenciya o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 24.06.2013) (vmeste s "Protokolom [N 1]" (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), "Protokolom N 4 ob obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo teh, kotorye uzhe vklyucheny v Konvenciyu i pervyy Protokol k ney" (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), "Protokolom N 7" (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)) // SPS Konsul'tantPlyus.

6. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noy Assambleey OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990) // SPS Konsul'tantPlyus.

7. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS Konsul'tantPlyus.

8. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 09.07.2019 N 24 «O primenenii norm mezhdunarodnogo chastnogo prava sudami Rossiyskoy Federacii» // SPS Konsul'tantPlyus.

9. Aznagulova G.M. Vzaimodeystvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava i Konstituciya rossiyskoy Federacii // Lex Russica. 2015. № 8. [Elektronnyy resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-mezhdunarodnogo-i-vnutrigosudarstvennogo-prava-i-konstitutsiya-rossiyskoy-federatsii (data obrascheniya: 23.12.2021).


Login or Create
* Forgot password?