Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the author considers the actual problems of the internal Af-fairs bodies ' activity in the sphere of formation and implementation of unofficial, civil law and order.

Keywords:
rule of law, rule of law, law enforcement agencies, police, reformation, legality
Text

Функция обеспечения правопорядка, в том числе и гражданского, неофициального, всегда являлась одной из основных. В ее реализации всегда принимают участие практически все органы государственной власти и управления, в том числе и МВД Российской Федерации. Правопорядок представляет собой, по мнению А.В. Безрукова, цель правового регулирования, его конечный итог, для его обеспечения принимаются нормативные акты, создается конституционно-правовой механизм его обеспечения органами публичной власти, в котором особое место принадлежит правоохранительным органам [5, с. 1067].

Как известно, назначение правового государства заключается в том, что оно, помимо прочего, формирует соответствующий правовой порядок, который включает в себя не только правовые, но и различные неправовые формы поведения людей и их групп, что предполагает наличие достаточно высокого уровня личной свободы человека и его автономности от государства. Подобный подход оказывает влияние на все аспекты жизнедеятельности государства. Так, правовая доктрина при этом должна быть лишена свойства принудительного внедрения в массовое правосознание однотипных представлений о коллективном благе и путях его достижения, закрепленных законодательно. В достаточно развитом гражданском обществе государство должно быть подчинено праву, в нем формируется определенный правовой порядок, который включает в себя регламентацию и защиту прав и свобод всех индивидов, являющихся членами общества, и их объединений, безусловную реализацию гарантий законности посредством соответствующей деятельности различных институтов государства, а также совершенствование правоприменительной деятельности органов правоохраны и правосудия.

По нашему мнению, правопорядок в процессе своего формирования должен испытывать на себе влияние не только воли государства, но и воли народа. При этом существенное значение имеет именно факт совпадения их усилий и интересов. Только при  его наличии возможно успешное решение тех задач, которые стоят перед обществом и государством на современном этапе развития. Обратная ситуация, при которой интересы и потребности государства и общества оказываются диаметрально противоположными, ведет к дестабилизации общественных отношений и последующей деформации или разрушению правопорядка, в том числе гражданского, неофициального.

Свои свойства и качества как юридической материи правопорядок получает от нормативных актов, правовых принципов, идей, правоприменительной деятельности и институтов, которыми оперирует государственная власть. Правопорядок – итог форм и процессов – с одной стороны, с другой – та основа, в рамках которой выстраиваются общественные отношения.

Правовые идеи, взгляды, категории видоизменяются в правопорядке, теряя свои индивидуальные качества, передавая ему свойства, которые, вступая во взаимообмен и взаимодействие, формируют новое качество.

В современной юриспруденции в структуре правового порядка выделяют две важный составляющие. Во-первых, официальный правопорядок – систему взаимодействия всех субъектов правоотношений, определенным образом структурированную и упорядоченную на основе нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами от имени государства. Во-вторых, неофициальный, или гражданский, правопорядок, который включается в себя достаточно большую группу отношений, регулируемых иными видами социальных норм. Данная составляющая правопрядка в настоящее время активно исследуется. Связано это с той возрастающей ролью, которую играет гражданский правопорядок в настоящее время. Он непосредственно связан с элементами самоорганизации гражданского общества. Можно сказать, что он создает формы для деятельности отдельных индивидов и их объединений в рамках неформальных взаимоотношений. Несомненно, что данная сфера частично выходит за рамки правового регулирования, но государство в лице своих органов должно учитывать ее наличие и выстраивать свою политику не с точки зрения подавления и сужения этого вида общественных отношений а равно защиты и поддержки всех индивидов.

Не секрет, что политика государства связана с обеспечением защиты всех индивидов, находящихся на его территории. При этом государственные органы путем нормативного закрепления и правоприменительной деятельности регулируют различные стороны общественной и частной жизни. Можно с уверенностью сказать, что стремление государства контролировать различные стороны жизни расширяется и охватывает те отношения, которые ранее регулировались иными видами социальных норм. В настоящее время остро стоить вопрос о соблюдении баланса между стремлением государства «защитить», обезопасить участников правоотношений путем расширения сферы правового регулирования и стремлением этих же участников сохранить определенную автономию от государственной воли.

Органы внутренних дел принимают непосредственное участие в формировании правопорядка определенного вида, связано это с их назначением и функциями. Причем они играют как роль защитника нарушенных прав и свобод, так и равноправного партнера, который участвует наряду с институтами гражданского общества в формировании устойчивой, внутренне непротиворечивой системы общественных отношений, именуемой правовым порядком. Вот эта, вторая роль органов внутренних дел в настоящее время начинает приобретать более существенное значение. Связано это с рядом факторов: дальнейшая демократизация общества, предъявляющая новые требования к статусу и деятельности сотрудников всех правоохранительных структур государства, изменения в массовом правосознании, связанные с процессом глобализации общественной жизни, технический прогресс, существенно изменяющий привычный уклад жизни и множество других.

В месте с тем мы отмечаем, что правоохранительные органы достаточно часто ограничены в формировании правопорядка чисто карательными функциями, в связи с чем на первое место выходит вопрос о взаимодействии их не только с иными государственными органами, но и с институтами гражданского общества. Необходима долгосрочная стратегия, целью которой будет являться видоизменение не только представлений о деятельности правоохранительных органов, но и корректировка их функций, снижение удельной доли «карательных» полномочий, замещение их полномочиями по осуществлению правомерных действий вне конкретных правоотношений, например действий сотрудников полиции по осуществлению общей профилактики правонарушений и девиантного поведения в целом. Реализация подобных мер невозможна без качественных изменений в массовом правосознании, связанных с формированием нового облика органов внутренних дел в глазах рядовых граждан.

Включение этой достаточно обширной группы правомерных действий в качестве составной части правопорядка имеет большое значение. Это приведет к тому, что задачи охраны правового порядка со стороны институтов государства не будут сводиться только лишь к охране субъективных прав участников только определенного круга правоотношений. Государственная деятельность должна будет включать в себя защиту от посягательств любого не нарушающего закон поведения, охрану правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов. В перспективе это должно привести к изменению в массовом правосознании образа органов внутренних дел, приданию ему большего объема положительных характеристик. Следует признать, что в настоящее время образ сотрудника органов внутренних дел далек от социально одобряемого.

Правоохранительные органы, в первую очередь Министерство внутренних дел РФ, реализуют основную часть полномочий по обеспечению правопорядка в населенных пунктах. МВД принадлежит ведущая роль в деятельности по поддержанию достаточного уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в различных условиях чрезвычайного характера, вызванных как объективными факторами, так и субъективными причинами. Именно профессиональная деятельность подразделений МВД в значительной степени способствует обеспечению претворения в жизнь правовых норм, которые закрепляют и гарантируют весь объем прав и свобод человека и гражданина, интересов различных институтов гражданского общества, обеспечивают устойчивое функционирование между всеми субъектами правовых отношений.

Деятельность органов внутренних дел многогранна, включает в себя различные направления, ключевыми из которых являются административная, оперативно-разыскная деятельность, предварительное расследование, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и многие другие. Все они взаимосвязаны, нацелены не только на формирование, но и на поддержание определенного вида взаимоотношений между людьми на основе права, иными словами, обеспечении правопрядка. При этом, как упоминалось выше, деятельность органов внутренних дел в целом и полиции в частности не должна носить исключительно карательный характер, связанный с привлечением к юридической ответственности. Подобный подход в настоящее время все более и более устаревает, связано это, в том числе, с развитием юридической науки, предлагающей для практического воплощения в жизнь различные научно обоснованные концепции взаимоотношений личности и государства в лице его органов, в частности, органов внутренних дел.  

Эффективность деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом направлении сильно зависит от взаимодействия с иными правоохранительными и иными органами государственной власти. Например, в избирательном процессе подразделения МВД России активно сотрудничают с избирательными комиссиями различных уровней, реализуя собственными полномочия по техническому обеспечению и антитеррористической защищенности зданий и помещений избирательных участков и комиссий [10, с. 34].

Данное сотрудничество строится на ряде основополагающих принципов, ключевыми из которых являются: невмешательство правоохранительных органов непосредственно в избирательный процесс; принцип приоритета прав и свобод личности; незамедлительное и юридически точное реагирование на нарушения в области избирательного законодательства; тесное взаимодействие органов внутренних дел и избирательных комиссий [11, с. 13].

Именно согласованные усилия подразделений МВД России и иных органов государственной власти и управления конечной своей целью имеют формирование устойчивой системы правоотношений в рамках всего Российского государства, то есть официального правопорядка.

Также не следует преуменьшать роль органов внутренних дел в формировании так называемого неофициального, или гражданского правопорядка. Здесь следует отойти от традиционной «репрессивной» роли органов внутренних дел и использовать весь потенциал по участию наравне с институтами гражданского общества в формировании определенной системы взаимоотношений, не охватываемой системой права. Несмотря на кажущееся противоречие, потенциал подобного взаимодействия практически безграничен. Результатом, в идеале, должен явиться баланс интересов личности, общества и государства, воплощающийся в жизнь посредством реализации правовых и неохваченных правом форм поведения всех участников.

Подводя итог, следует отметить, что воплощение правопорядка в жизнь представляет собой достаточно сложное явление. Задействованы в нем в той или иной степени практически все органы государства. При этом не подлежит сомнению, что ведущая роль здесь отводится правоохранительным органам, в первую очередь, органам внутренних дел.

Рассматривая более детально роль правоохранительных органов в деятельности по воплощению в жизнь идеи правового государства, Ю.Н. Старилов указывает на активное и тотальное внедрение в деятельность публичных органов эффективных процедур, прежде всего управленческого характера, предусматривающих осуществление каждого действия на основе стабильных и известных административно-правовых предписаний [9, с. 131].

Полиция является составной частью МВД России, реализующей задачи, связанные с выработкой государственной политики и обеспечению нормативно-правового регулирования в области внутренних дел, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) [3].

Реформа МВД, начатая в 2011 году, получила свое продолжение в 2016, когда Президент России подписал ряд правовых актов, которые существенным образом изменили структуру МВД России, а, следовательно, и выполняемые функции.

Так, Указом Президента России от 05.04.2016 № 157 [1] была создана Федеральная служба войск национальной гвардии России с преобразованием внутренних войск МФД РФ в войска национальной гвардии России.

Другим важным моментом в реформировании МВД стала передача ему функций и полномочий, упраздненных Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156[2] Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и Федеральной миграционной службы (ФМС России). Ключевым моментом является то, что данные органы были расформированы, а не просто переподчинены МВД [7, с. 39].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что МВД России в 2016 г. было подвергнуто значительным организационным и функциональным трансформациям. Поглощение МВД двух служб - ФМС и ФСКН России было, в принципе, ожидаемым. Во-первых, их функции исторически относились к ведению Министерства внутренних дел, во-вторых, эффективность их деятельности в качестве самостоятельных структур в последние годы стала чрезвычайно сомнительной.

Это продолжение реформы органов внутренних дел открыло для полиции принципиально новые возможности и перспективы профессиональной деятельности [4, с. 20].

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в последние годы роль Министерства внутренних дел в формировании устойчивого правового порядка, как основы функционирования государства в целом, чрезвычайно возросла. При этом МВД принимает активное участие не только в реализации правовых предписаний закона, то есть оказывает управляющее воздействие на так называемый официальный правопорядок. Существенно расширились возможности органов внутренних дел по участию в формировании неофициального, или гражданского, правопрядка, регулируемого иными видами социальных норм. Связано это с несколькими факторами. В первую очередь, изменение системы оценки эффективности деятельности, отход от так называемой «палочной» системы, применявшейся десятилетиями, в пользу комплексного подхода, учитывающего не только цифровые показатели, но и мнение населения обслуживаемой территории, состояние не только законности, но и уровень социально-экономического и иного благополучия района. Подобный подход потребовал наделения МВД России более широким спектром полномочий, что и было сделано.

Несомненно, что реформа МВД продолжается. Функционирование системы с 2011 года в новых правовых рамках постоянно анализируется, формируются предложения не только по совершенствованию, но и по оптимизации управленческой деятельности, широкому внедрению современных технологий, в первую очередь, информационных.

References

1. The decree of the President of the Russian Federation dated 05.04.2016 № 157 "Issues of the Federal service of national guard troops of the Russian Federation" // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. No. 15. St. 2072.

2. The decree of the President of the Russian Federation dated 05.04.2016 № 156 "About the improvement of public administration in the sphere of control of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and in the field of migration" // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. No. 15. St. 2071.

3. About approval of the regulations of the interior Ministry and the Model regulations on the territorial body of the MIA of Russia in the subject of the Russian Federation, n. 1, p. 13: the decree of the President of the Russian Federation dated 21.12.2016 № 699 // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. № 52 (part V). St. 7614.

4. Admiralova I. A. Legal regulation of the administrative activities of the police in ensuring the rights and freedoms of citizens in the Russian Federation // Administrative law and process. 2015. No. 4. P. 20 - 24.

5. Bezrukov A.V. Participation of law enforcement agencies and local self-government bodies in ensuring law and order in Russia // Administrative and municipal law. 2015. No. 10. P. 1067-1073.

6. Bezrukov A.V. Constitutional and legal aspects of the implementation of the legislative power in ensuring the rule of law in Russia: monograph. M., 2015. P. 3-43.

7. T. I. Gubarev, a New reform of the interior Ministry of Russia in search of the optimal model // Administrative law and process. 2017. No. 2. S. 39-41.

8. Eremin A. R. the Implementation of the rights of man and of the citizen in local self-government in the Russian Federation: constitutional issues. - Saratov: Sarat Publishing House. un-ta, 2003. 280 p.

9. Starilov Yu.N. Administrative law: procedures and process. Managerial and "judicial" concept of the administrative process: development, modern significance and interaction // Bulletin of the VSU. 2016. No. 1. p. 131.

10. Fedotova Yu.G. Control powers of election commissions in the mechanism of ensuring the security of the Russian Federation // State power and local self-government. 2015. No. 2. pp. 34-36.

11. Chistoborodov I.G. Administrative and legal support by law enforcement agencies and public security during the preparation and conduct of election campaigns: dis. ... cand. jurid. M., 2013. pp. 13 -14.


Login or Create
* Forgot password?