Volgograd, Volgograd, Russian Federation
BBK 60 Общественные науки в целом
In the current legislation there is no concept of cosmetology services, in science there is also no consensus on their content. In connection with this, the author sets the goal to investigate this concept as a private-law category, to determine its content and specifics. The main methods of the study were a comparative legal method and a method of system analysis. Results of the study. A complex analysis of private legal acts containing norms regulating cosmetology services as well as relations arising in the course of their provision is carried out. Various scientific positions in the field under study are examined, and as a result, the content of cosmetological services is determined, and their classification is carried out. Based on the analysis of the current legislation in the field of health, the specificity and correlation of such categories as "cosmetology services" and "cosmetic services" are defined. The main feature of cosmetic services is revealed, which is connected not with violation of the integrity of the human skin, but only with hygienic care of the external appearance. As a result of the study, it was concluded that the object of regulation of both cosmetological and cosmetic services is the appearance of a person. But, despite the general object of regulation, these are different concepts, because cosmetology services, unlike cosmetic services, are a kind of medical. In addition, the author carried out a classification of cosmetology services, which include therapeutic (curative) and surgical (operational) services. Surgical services, in turn, are divided into the following varieties: mandatory, at the request of the patient, rehabilitation and reconstructive. Scope of the results obtained. The results of the research can be applied for the purposes of private legal regulation of relations that arise in the process of providing cosmetology services, when lecturing, developing educational and methodological aids in civil and medical law, teaching legal disciplines related to the activities of medical organizations, as well as in lawmaking when making changes in the current legislation.
appearance of the person; cosmetology; cosmetology services; cosmetic services; medical services; patient; plastic surgery
Введение
В связи с отсутствием в законодательстве понятия косметологических услуг данный термин трактуется неоднозначно. В частности, в науке не сложилось единого мнения по вопросу соотношения таких категорий, как «косметологические услуги» [14, с. 50–53; 2, с. 54–58] и «медицинские услуги» [3, с. 91–95; 5, с. 144–146]. Как отмечает В.А. Белов, для решения данной проблемы необходимо определиться с критериями отнесения соответствующих услуг к числу медицинских [4, с. 6–12]. А именно, если таким критерием является цель оказания услуг, то деятельность по оказанию косметологических услуг не является разновидностью медицинских услуг, поскольку последние направлены на улучшение здоровья пациентов. Если же в качестве критерия отнесения соответствующей услуги к медицинской рассматривать ее содержание, то деятельность по оказанию косметологических услуг следует относить к разновидности медицинских услуг. Так, одни авторы полагают, что косметологические услуги не являются одной из составляющих медицинских услуг и что такое возможно только в случае, если косметологические услуги оказываются с целью улучшения здоровья пациента [13, с. 39; 1, с. 63–64]. По мнению других авторов, предпочтение необходимо отдавать содержанию оказываемой услуги, иначе любая услуга, не подпадающая под требования об оказании минимально необходимых для поправки здоровья пациента мер, не может называться медицинской, а, следовательно, их смогут оказывать не имеющие соответствующей квалификации лица и не лицензированные организации, что противоречит намерению законодателя [4, с. 6–12].
Нормативно-правовое регулирование косметологических услуг
Что касается легального определения медицинских услуг, то в соответствии со ст. 2 Закона об основах охраны здоровья [9, ст. 6724] к медицинским отнесены услуги, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Таким образом, по мнению законодателя, цель оказания услуг является достаточным критерием их отнесения к числу медицинских, что вполне логично и оправданно, поскольку именно сохранение и восстановление состояния здоровья является наиболее значимой целью для пациента, обратившегося за медицинской помощью. С другой стороны, в соответствии со ст. 37 Закона об основах охраны здоровья утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» [12]. Следовательно, можно заключить, что, по мнению законодателя, косметология представляет собой одну из разновидностей медицинской помощи.
Косметологические услуги, по мнению С.А. Баринова, тесно связаны с медицинскими, поскольку они также выполняются профессиональными работниками, имеющими специальное, как правило медицинское, образование и использующими в своей работе специальное медицинское оборудование и препараты [3, с. 91–95]. Однако нельзя согласиться с С.А. Бариновым, который отмечает, что позиция законодателя позволяет сделать вывод о том, что косметологические услуги не относятся к числу медицинских, поскольку не имеют целью улучшение здоровья пациента, и не являются значимыми для общества и государства в целом с точки зрения профилактики заболеваний и повышения процента здорового, трудоспособного населения [3, с. 91–95]. На наш взгляд, косметологические услуги являются разновидностью медицинских услуг, несмотря на то, что их цель – не всегда улучшение и восстановление здоровья пациента, вместе с тем во время вмешательств в косметологической деятельности зачастую возникает необходимость в реабилитации, восстановлении здоровья, недопущении его ухудшения в связи с вмешательством. Таким образом, косметологические услуги – это вид медицинских услуг, основной целью которых является улучшение внешности человека, а вспомогательной – восстановление здоровья после медицинского вмешательства. Такого же мнения придерживается Е.А. Шолом, которая отмечает наличие двух объектов воздействия при оказании косметологических услуг: основного, в качестве которого выступает внешность человека, и дополнительного – его здоровье [15, с. 7]. Об этом свидетельствует и ряд нормативных актов в области здравоохранения, называющих услуги, оказываемые в сфере косметологии, в составе медицинских.
В Номенклатуре медицинских услуг [7] среди перечня медицинских специальностей косметология названа вместе с дерматовенерологией, также отдельно выделена челюстно-лицевая хирургия. Пластическая хирургия отдельно не названа, но включена в перечень услуг по специальности «хирургия и комбустиология». В рамках указанного перечня названы медицинские услуги, оказываемые в сфере косметологии (как терапевтической, так и хирургической), в частности связанные с профилактикой, диагностикой и лечением (в том числе и путем оперативного вмешательства) заболеваний кожи и ее придатков. К ним отнесен значительный перечень, среди которых – исследования кожных покровов и их дефектов, процедуры по улучшению внешности, по гигиеническому уходу за кожей лица и тела, оперативное лечение, медицинский массаж и др. Татуаж в данной номенклатуре не назван в качестве медицинских услуг, в то время как удаление татуировок отнесено к таковым. Считаем необходимым включить в перечень медицинских процедур услуги по татуажу, поскольку он предполагает воздействие на здоровье человека, в частности осуществляется определенная медицинская подготовка перед проведением данной процедуры, используется анестезия, выполняется имплантация красящего пигмента (т.е. воздействие на кожу, нарушение целостности кожных покровов) и обязательно требуется последующий уход. Не исключено возникновение осложнений в виде инфицирования кожи, проявления аллергических реакций на красящий пигмент и т.п., что может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Таким образом, татуаж представляет собой разновидность названной в номенклатуре медицинских услуг процедуры по введению искусственных имплантов в мягкие ткани, но во избежание неоднозначной трактовки салонами красоты данного понятия считаем целесообразным включить данную процедуру в перечень медицинских услуг в составе кода А11.01 вышеназванной номенклатуры.
В Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении [8] среди простых медицинских услуг названы лечение с помощью простых физических воздействий на пациента, к которым отнесены различные виды массажа, прокол мочек ушей, а также пирсинг. Номенклатура медицинских услуг представляется нам более полной и правильной с точки зрения разграничения оказываемых в сфере косметологии медицинских услуг. Вместе с тем одновременное действие двух номенклатур не очень удобно и может создать путаницу в их применении.
С 1 февраля 2014 г. введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОК 2014 г.) [10]. В нем даже не упоминаются косметологические услуги, называются лишь оказываемые салонами красоты косметические услуги (к ним отнесены услуги, связанные с уходом за лицом и внешностью) и услуги по маникюру и педикюру в разделе «Прочие персональные услуги». При этом сделана оговорка о том, что «медицинские услуги, такие как подтяжка лица», а также «услуги по лечению» в данную группировку не включаются. То есть услуги, объектом которых является внешность человека, разделены на косметические (связанные с гигиеной и уходом за внешностью), услуги по лечению и медицинские услуги, связанные с восстановлением внешности (например, подтяжка лица). Вместе с тем услуги салонов по татуажу и пирсингу отнесены к прочим персональным услугам, не включенным в другие группировки, и, следовательно, с салонами красоты никак не связаны. Что касается услуг в области здравоохранения, хотя бы в какой-то степени связанных с косметологией (в том числе в области пластической и челюстно-восстановительной хирургии), то среди них можно выделить услуги хирургических отделений больниц, оказываемые стационарным больным под руководством лечащих врачей и направленные на лечение, восстановление и (или) поддержание здоровья пациента и услуги в области челюстно-лицевой хирургии, названные в составе оказываемых в области ортодонтии услуг. Однако вопрос их отнесения к косметологическим услугам на основании данного классификатора является достаточно спорным, поскольку в ОК 2014 г. такого деления не существует. Также в данном классификаторе выделены услуги массажных салонов в составе прочих услуг в области медицины и имеется оговорка о том, что данные услуги оказываются не лечащими врачами, а лицами, которым предоставлены юридические права по обслуживанию пациентов, что противоречит Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология», в соответствии с которым процедуры по проведению медицинского массажа лица и тела являются разновидностью процедур, оказываемых врачами-косметологами.
Следует отметить, что в ОК 2014 г. имеются существенные недостатки и пробелы, в частности, не выделены в качестве услуг в области здравоохранения оказываемые населению косметологические услуги. Полагаем, что следует доработать данный документ и привести его в соответствие с действующим законодательством в сфере оказания медицинских (в том числе косметологических) услуг, устранив существующие в нем пробелы и противоречия.
Соотношение и содержание косметических и косметологических услуг
Важным для науки и практики является и вопрос о соотношении косметических и косметологических услуг. Проанализировав нормативные акты, так или иначе затрагивающие сферу косметологических и косметических услуг, можно прийти к выводу, что это два тесно взаимосвязанных, но в то же время совершенно разных понятия. Их сходство состоит в том, что объектом данных услуг является внешность человека. С другой стороны, каждый из видов названных услуг обладает определенной спецификой. Особенность косметических услуг состоит в том, что они не связаны с нарушением целостности кожного покрова или другими видами медицинского вмешательства в организм человека, они связаны лишь с поверхностным, гигиеническим уходом за внешностью. Кроме того, косметические услуги не названы в Номенклатуре медицинских услуг [7]. Косметологические услуги, в отличие от косметических, относятся к медицинским, о чем свидетельствуют и Правила оказания медицинских услуг населению по профилю «Косметология», и Номенклатура медицинских услуг.
Положением о лицензировании медицинской деятельности [11, ст. 7379] устанавливаются требования к соискателям лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также перечень видов медицинской деятельности (медицинских работ (услуг)), подлежащих лицензированию. Согласно данному Перечню к медицинской деятельности относятся услуги по косметологии, медицинскому массажу, пластической хирургии [6, с. 54–67], сестринскому делу в косметологии, челюстно-лицевой хирургии. Услуги косметические здесь не названы в качестве составляющих медицинскую деятельность. Кроме того, косметология не разделена на терапевтическую и хирургическую, а медицинский массаж, пластическая и челюстно-лицевая хирургия не отнесены к сфере косметологии. С одной стороны, это не противоречит логике законодателя, поскольку в Порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» также услуги по пластической и челюстно-лицевой хирургии не названы в качестве косметологических, более того, имеется Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Пластическая хирургия». Вместе с тем полагаем, что любые медицинские вмешательства как лечебного (терапевтического), так и оперативного (хирургического) характера, затрагивающие внешность человека, следует относить к сфере косметологии, разделяя ее на терапевтическую (медицинские услуги, оказываемые без нарушения целостности кожных покровов и имеющие противопоказания по состоянию здоровья) и хирургическую (пластическая хирургия, челюстно-лицевая хирургия). Причем пирсинг, татуаж, медицинский массаж, электро-, фото- и лазерную эпиляцию следует относить к терапевтической косметологии. В результате пирсинга нарушается целостность кожных покровов и требуются специальная обработка во избежание последующего заражения, а также специальный уход с использованием лекарственных препаратов для заживления образовавшейся раны. Татуаж также требует специальной подготовки с использованием лекарственных препаратов (например, для профилактики герпетических инфекций). Что касается массажа, то к определенным его видам имеются медицинские противопоказания. Для разграничения медицинского и немедицинского массажа считаем целесообразным привлечение специалистов в данной области с целью дальнейшего закрепления в законодательстве. Что касается косметических процедур, осуществляемых без нарушения целостности кожных покровов лица и тела и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, то их следует относить к косметическим услугам, для оказания которых не требуется получения лицензии. К ним следует отнести и все виды немедицинского массажа.
Выводы
Комплексный анализ действующего законодательства в области здравоохранения показал, что, несмотря на существование целого пласта нормативных актов в сфере косметологии, а также пластической и челюстно-лицевой хирургии, на сегодняшний день существует множество пробелов и противоречий в правовом регулировании косметологических услуг. На наш взгляд, данные разделы современной медицины неразрывно связаны между собой, поэтому полагаем целесообразным сферу, которая непосредственно связана с улучшением, изменением или восстановлением внешности человека, относить к косметологии в целом и делить ее на терапевтическую (медицинские процедуры без нарушения целостности кожных покровов и имеющие противопоказания по состоянию здоровья) и хирургическую (пластическая и челюстно-лицевая хирургия). В свою очередь, хирургическую следует разделять на реконструктивную и восстановительную, обязательную (например, при врожденных пороках развития) и по желанию пациента (в целях улучшения или изменения внешности). Косметические услуги не относятся к медицинским, и, следовательно, в сферу косметологии включать их не следует.
1. Andreev Yu.N. Vozmezdnoe okazanie medicinskih uslug // Civilist. 2006. № 2. S. 63-64.
2. Barinov E.H. Kosmetologicheskaya usluga: sudebno-medicinskiy analiz // Glavnyy vrach : Hozyaystvo i pravo. 2016. № 1. S. 54-58.
3. Barinov S.A. Ponyatie medicinskoy uslugi kak ob'ekta grazhdanskogo prava // Sovremennoe pravo. 2012. № 1. S. 91 - 95.
4. Belov V.A. «Bol'noy» vopros: grazhdanskie pravootnosheniya s medicinskimi organizaciyami // Zakonodatel'stvo. 2003. № 11. S. 6-12.
5. Verdihanova E. V. Ponyatie medicinskoy uslugi v zakonodatel'stve Rossiyskoy Federacii // Peterburgskiy yurist. 2015. № 3. S. 144-146.
6. Mohov A.A. Pravovoe regulirovanie medicinskih vmeshatel'stv, napravlennyh na izmenenie vneshnego oblika pacientov // Pravovye voprosy v zdravoohranenii. 2012. № 10. S. 54-67.
7. Nomenklatura medicinskih uslug : utv. Prikazom Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 27 dekabrya 2011 № 1664n (red. ot 24.08.2017) // Rossiyskaya gazeta. 2012. 8 fevr. № 26.
8. Nomenklatura rabot i uslug v zdravoohranenii : utv. Minzdravsocrazvitiya RF 12.07.2004. - M. : N'yudiamed. 2004.
9. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v RF : federal'nyy zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.07.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. 28 noyabrya. № 48. St. 6724.
10. OK 034-2014 (KPES 2008). Obscherossiyskiy klassifikator produkcii po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti : utv. Prikazom Rosstandarta ot 31.01.2014 № 14-st (red. ot 03.05.2017) [Elektronnyy resurs] // Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».
11. Polozhenie o licenzirovanii medicinskoy deyatel'nosti (za isklyucheniem ukazannoy deyatel'nosti, osuschestvlyaemoy medicinskimi organizaciyami i drugimi organizaciyami, vhodyaschimi v chastnuyu sistemu zdravoohraneniya, na territorii innovacionnogo centra «Skolkovo») : utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 16 aprelya 2012 g. № 291 (red. ot 23.09.2016, s izm. ot 08.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. 23 apr. № 17. St. 1965.
12. Poryadok okazaniya medicinskoy pomoschi naseleniyu po profilyu «kosmetologiya» : utv. Prikazom Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 18 aprelya 2012 № 381n // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti. 2012. 17 sent. № 38.
13. Sirotkina A.A. Dogovor okazaniya medicinskih uslug: osobennosti pravovogo regulirovaniya. M.: Statut, 2004. 174 s.
14. Tihomirov A.V. Kosmetologicheskaya usluga: mediko-yuridicheskiy analiz // Glavnyy vrach : Hozyaystvo i pravo. 2016. № 1. S. 50-53.
15. Sholom E.A. Dogovor vozmezdnogo okazaniya kosmetologicheskih uslug : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. - Saratov, 2010. - 26 s.