ADMINISTRATIVE LAW: QUESTIONS OF INTERNATIONAL-LEGAL UNIFICATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e rassmatrivayutsya voprosy vzaimosvyazi i vzaimodeystviya mezhdunarodnogo prava s nacional'nym administrativnym pravom v sfere ekonomiki vsledstvie aktivnogo ispol'zovaniya mezhdunarodno-pravovyh obschepriznannyh norm-principov kak administrativno-pravovyh regulyatorov obschestvennyh otnosheniy, imeyuschih mesto v nacional'noy ekonomicheskoy sisteme.

Keywords:
administrativnoe pravo, mezhdunarodnye normy-principy, globalizaciya, nacional'naya ekonomika, unifikaciya
Text

Формирование единого глобализированного экономического пространства означает, прежде всего, согласование норм, регулирующих административные отношения, с целью ликвидировать ограничения, препятствующие свободному передвижению капитала, что может нанести ущерб национальной экономике. В ближайшей перспективе глобализация приведет к унификации административного законодательства и нормативных требований к деятельности юридических и физических лиц, прежде всего, в сфере экономики. В процессе создания целостного законодательства, подчиняющегося единой правовой логике, необходимо учитывать как неолиберальные мировые тенденции в сфере экономики, так и разнообразную природу национальных правовых систем. При этом необходимо отметить, что процесс глобализации усилил и роль взаимосвязи между национальным и международным правом. Возрастание роли взаимодействия международного и национального права вследствие глобализационных тенденций в сфере экономики в современных условиях проявляется в увеличении числа международных (межгосударственных) договоров и национальных правовых актов, регулирующих аналогичные отношения в сфере экономики; в «максимальной приближенности, непосредственном соприкосновении сфер регулирования» [1. С. 324] международного и национального права. В этих условиях регулирующие органы государств все больше ориентируются на сотрудничество в сфере правового регулирования отношений на финансовых рынках, вырабатывая единые международные нормы-принципы.

Интернационализация и ускорение трансграничного движения капитала обусловили формирование международных норм-принципов регулирования экономической устойчивости участников экономического рынка, имеющего глобальный характер. Административно-правовые унифицированные нормы-принципы, будучи международными по сути, становятся самоисполнимыми по форме их воздействия на регулируемые административные отношения в сфере экономики. Стороны – государства – сотрудничают с целью создать, развивать и применять необходимые административно-правовые нормы-принципы, регулирующие отношения в императивной форме, влияющие на базовые факторы экономической устойчивости и платежеспособности участников экономического рынка – наличие в собственности свободных активов; формирование резервных фондов; размещение денежных средств резервных фондов в «покрывающие» активы; обеспечение нормативного соотношения между активами и обязательствами (маржа платежеспособности).

Применение международных норм-принципов административно-правового характера – главный, по нашему мнению, фактор повышения конкурентоспособности национальной экономической системы. К таким международным нормам-принципам относятся, прежде всего, принципы, регламентированные в документах международно-правового характера: «Международная конвергенция измерения капитала и стандарты капитала: Уточненные рамочные подходы» («Базель-2») [2]. Административно-правовые нормы-принципы Соглашения «Базель-2» группируются по трем основным компонентам (pillars), взаимосвязанным, усиливающим и дополняющим друг друга в достижении единой цели – повышении экономической стабильности в деятельности банков.

  1. Минимальные требования к капиталу: требования к капиталу в соответствии с фактическим портфелем банковского риска.
  2. Надзорный процесс: основные принципы надзорного процесса; управление рисками; оценка достаточности капитала, в том числе и в условиях кризиса; прозрачность отчетности перед органами банковского надзора.
  3. Рыночная дисциплина: комплекс требований к раскрытию, своевременности и прозрачности информации, которые позволят участникам рынка оценить основные данные о сфере применения финансовых ресурсов банка, о капитале банка, подверженности рискам, процессах оценки рисков и, следовательно, о достаточности капитала банка для нейтрализации рисков и вызываемых ими потенциальных потерь.

Глобальный финансовый кризис 2008 г. показал, что с Соглашением «Базель-2» , а в настоящее время и «Базель-3» придется считаться, так как только применение международных норм-принципов административно-правового, императивного характера, выработанных на основе обобщения многолетней банковской практики, позволяет обеспечивать повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора экономики. Так, в капитал первого уровня должны включаться экономические инструменты, которые обеспечивают «поглощение» убытков в текущем режиме деятельности банков, не дожидаясь его банкротства (например, обыкновенные акции). Норматив минимальной достаточности капитала первого уровня составляет 6%. Вводится так называемый «буфер консервации капитала», достигающий уровня достаточности капитала не менее 2,5% для всех кредитных организаций.

Отметим, что позиция регулятивных органов США – позиция осторожного внедрения Базельской системы, выразившаяся в снижении требований к капиталу в банках, – привела к обрушению банковского сектора экономики США в 2008 г., в отличие от стран Европейского союза, понесших значительно меньшие потери, так как унифицированные административно-правовые регулятивы императивного характера в европейском банковском секторе стали применяться уже в 2007 г.

Следует отметить, что Базельские нормы-принципы стали не единственной реакцией международных организаций на решение стран «Группы 7» по стабилизации мировой экономической системы. В сентябре 1998 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) приняла документ «Цели и принципы регулирования рынков ценных бумаг». В настоящее время специально созданная Форумом финансовой стабильности рабочая группа разрабатывает пути возможной унификации норм регулирования и надзора в различных сегментах экономического рынкa. Всего, по поданным Форума финансовой стабильности, было выработано 13 нормативных правовых документов, содержащих международные нормы-принципы административно-правового, императивного характера по вопросам финансовой стабильности. В их числе Международные стандарты экономической отчетности, Международные стандарты по аудиту, Рекомендации ФАТФ по преступлениям, связанным с отмыванием денег, и др.

Одновременно с ними Международная ассоциация страховых надзоров (International Association of Insurance Supervisors – IAIS) выработала унифицированные правовые документы, содержащие международные нормы-принципы административно-правового, императивного характера, регулирующие экономические отношения в сфере страховой деятельности. Нормами-принципами «Методологии основных принципов страхования» [3] регулируются организация страхового надзора и критерии его осуществления, условия лицензирования страховых компаний и их корпоративное управление, адекватность капитала и активов страховых компаний их обязательствам, включая производные инструменты и векселя, условия и принципы перестрахования и проведения трансграничных операций, экономическая отчетность и аудит, в том числе внутренний мониторинг деятельности страховых компаний, конфиденциальность. В основе «Стандарта по надзору за управлением имущества страховыми компаниями» [4] лежат нормы-принципы,регулирующие инвестиционную деятельность страховых компаний, включая следующие вопросы: инвестиционная политика и стратегия, управление инвестиционными рисками, имущественная ответственность, финансовый мониторинг и аудит инвестиционной деятельности, в том числе внутренний контроль.

Одним из самых опасных для участников глобального экономического рынка является риск потери репутации как надежного делового партнера в тесно связанной корпоративной этикой экономической среде. Он возникает из-за операционных сбоев при проведении финансовых операций, неспособности осуществлять прибыльную деятельность только в соответствии с законодательством, а также при появлении подозрений в связях с криминальными структурами или в неспособности финансового менеджмента эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности. В такой ситуации возникающий риск недостаточной ликвидности, обусловленный утратой деловой репутации, приводит к риску неплатежеспособности и потере экономической устойчивости и, в конечном счете, к прекращению деятельности организации. Проблемы одной экономической организации сказываются на репутации всей национальной экономической системы.

Чтобы обезопасить мировую экономическую систему от проникновения преступных капиталов, 30 октября 2000 г. в Вольфсберге (Швейцария) 11 ведущих банков мира – Sociеte Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.A., Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC Bank, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P. Morgan Chase Bank – подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (так называемые Вольфсбергские принципы [5]). Вольфсбергские унифицированные правовые нормы-принципы с полным основанием можно отнести к международным нормам-принципам административно-правового, императивного характера, содержат приоритетные административно-правовые регулятивы деятельности банков по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. Политика банка должна быть нацелена на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей. В основе политики любого банка в данной сфере деятельности в соответствии с Вольфсбергскими нормами-принципами должны лежать нормы, согласно которым банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские нормы-принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка. Необходимо отметить, что профессиональные ассоциации участников экономических рынков – Международный комитет по учетным стандартам (International Accounting Standards Committee – IASC), Международная ассоциация свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association – ISDA), Международная ассоциация рынка ценных бумаг (International Securities Market Association – ISMA), Ассоциация трейдеров новых рынков (Emerging Market Traders Association – EMTA), Федерация европейских ассоциаций риск-менеджмента (Federation of European Risk Management Associations – FERMA), Общество управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society – RIMS), Группа 30-ти (Group of Thirty) – разрабатывают в сферах своих интересов и компетенции международные нормы-принципы административно-правового, императивного характера, регулирующие отношения в соответствующих секторах экономики.

По нашему мнению, в процессе законотворчества следует учитывать тенденцию к универсализации права, в том числе административного, в сфере экономики, проявляющуюся в стремлении выработать общий, всеобъемлющий подход к праву − его унификации, означающей введение в правовые системы государств единообразных норм. Концепция унификации норм административного законодательства в сфере экономики в условиях ее глобализации позволяет выделить, на наш взгляд, следующие основные тенденции его развития:

  • широкое формирование и активное использование международных норм-принципов как административно-правовых регуляторов общественных отношений, имеющих место в национальной экономической системе;
  • углубление взаимосвязи и взаимодействия международного права с национальным правом в сфере экономики, в том числе и административным правом, вследствие признания государствами международно-правовых общепризнанных норм-принципов.

Концепция унификации норм административного законодательства в сфере экономики должна основываться на следующих теоретических подходах:

  • повышение влияния международных договоров Российской Федерации на административное законодательство, регулирующее экономические отношения;
  • расширение использования в национальном законотворчестве в сфере экономики документов межгосударственных и международных организаций.

Правовое регулирование на основе выработанных международных норм-принципов делает транспарентными и единообразными требования, предъявляемые к административно-правовому регулированию отношений в сфере экономики. А изменения, связанные с активизацией мирового экономического оборота и глобализацией экономических отношений, и вызванная этим необходимость в международно-правовом регулирования в этой сфере деятельности напрямую затрагивают вопросы унификации в законотворческом процессе, связанном с принятием национальных нормативных правовых актов, регулирующих административные отношения в сфере экономики.

References

1. Anufrieva L.P. Sootnoshenie mezhdunarodnogo publichnogo i mezhdunarodnogo chastnogo prava: pravovye kategorii. M.: Spark, 2002, c. 324.

2. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: Revised Framework //www.cbr.ru / today/ pk / basel. pdf.- (Data obrascheniya - 04.03.2017).

3. IAIS - Task Force on Core Principles Methodology Approved in Cape Town on10th October2000 //www.iaisweb.org -(Data obrascheniya- 04.03.2017).

4. IAIS - Investments Subcommittee, Approved in San Francisco on 8th December 1999//www.iaisweb.org - (Data obrascheniya- 04.03.2017).

5. Wolfsberg Statement Guidance on a Risk Based Approach for Managing Money LaunderingRisks //www.wolfsbergprinciples.com / pdf / wolfsberg_aml_principles2.pdf. -(Data obrascheniya - 04.03.2017).


Login or Create
* Forgot password?