Diplomatic Academy of Ministry of Foreign Affairs of Russia (Department of World Economics, professor)
Ramenskoe, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
OKSO 38.04.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS069020 International / Economics
The article identifies key areas of work and prospects for Russian energy companies in world energy markets. The authors highlighted the main problems in bilateral and multilateral oil and gas cooperation between Russia and foreign partners.
international business, transnationalization, global energy markets, regionalization, OPEC +
Национальная энергетическая политика как практическая деятельность различных государственных ведомств совместно с национальными институтами по формированию внешней энергетической политики, направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в сфере производства, потребления, транспортировки и торговли энергоресурсами, является одним из важнейших составляющих современной системы международных экономических отношений.
Провайдерами энергетической политики России являются ее крупнейшие энергетические компании, которым приходится работать за пределами России в объективно тяжелых геополитических условиях и в рамках нарастающей конкуренции со стороны основных поставщиков энергоресурсов. Вместе с тем экспортная деятельность российских нефтегазодобывающих ТНК в условиях резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса способствовала поддержанию производства и занятости в ряде сырьевых отраслей, что обеспечило минимальные инвестиции в развитие горнодобывающего комплекса и смежных отраслей ориентированных на экспорт. Экспорт важнейших видов минерального сырья был и остается существенным источником доходной части российского бюджета.
Российское присутствие на мировых рынках энергетических ресурсов несмотря на сложности политического и экономического характера постепенно расширяется. Это связано с растущей товарной и географической диверсификацией поставок энергоресурсов. Анализируя структуру и направления товаропотоков минерального сырья, можно выделить несколько ключевых событий, определяющих состояние национальной энергетической политики России и ее субъектов на зарубежных рынках. 1. Расширение коммерческого присутствия России в богатых сырьевыми ресурсами развивающихся странах, например, в странах Южной Америки, Центральной Азии и Африки, включая приобретение прав на разработку месторождений минерального сырья. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Наиболее мощно представлена в Африке компания «Лукойл», которая ежегодно инвестирует в разработку месторождений до 1 млрд. долл. США, преимущественно участвуя в проектах в Египте, Гане, Камеруне и Нигерии. Компания «Роснефть» участвует в концессионном соглашении на разработку месторождения Zohr в Египте (стоимость сделки для компании «Роснефть» составляет 1,1 млрд. долл. США), а также в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Мозамбика, которые являются чрезвычайно перспективными с точки зрения геологоразведки и последующей реализации СПГ-проектов. Определенные успехи есть у «Газпрома», который ведет совместно с алжирской компанией Sonatrach разведку на участке Эль-Ассель в нефтегазовом бассейне Беркин. «Татнефть» ведет геологоразведку в Ливии. Вместе с тем достижения российских компаний пока малозначительны по сравнению с деятельностью таких нефтяных гигантов как BP или Total. При этом проникновение на рынки африканских стран сопряжено с огромными рисками и часто отсутствием возможности софинансирования подобных проектов. Однако потенциал региона как экспортера ресурсов перевешивает риски. В ряде стран для российских компаний уже открылись возможности для поставок сжиженного газа внутри континента. Так, компания «Роснефть» заключила 12-летний контракт на поставки сжиженного газа в Гану, а компания «Лукойл» намерена развивать СПГ-проекты в Конго и Камеруне.
Компания «Роснефть» (через дочернее общество Rosneft Brasil E&P Ltd.) реализует проект разведки и разработки углеводородов на лицензионных участках в бассейне р. Солимойнс (штат Амазонас, Бразилия) с газовым потенциалом, владеет 100 %-й долей в имущественных правах на эти участки, а также является оператором проекта.
2. Диверсификация поставок российских энергоресурсов за счет сотрудничества со странами – крупнейшими потребителями и нетто-импортерами сырья, в первую очередь Китаем, Индией, Кореей и целым рядом других стран.
На данный момент можно говорить только о наиболее эффективном сотрудничестве с Китаем в этом направлении, куда уже стал поступать газ по трубопроводу «Сила Сибири». Продолжается согласование параметров западного маршрута в Китай через Алтай («Сила Сибири – 2» или «Алтай). Кроме того, были подписаны соглашения по поставкам СПГ, что является важным стратегическим направлением развития российского ТЭК (межправительственные соглашения с Китаем и Пакистаном, подписанные в 2014 и 2017 гг. соответственно).
В целях удовлетворения потребностей емкого индийского рынка и в условиях нестабильной ситуации на Ближнем Востоке, сотрудничество с ПАО «Газпром» рассматривается Индией как один из наиболее перспективных направлений сотрудничества на мировом рынке энергоресурсов. Еще в октябре 2016 г. был подписан меморандум о взаимопонимании (МоВ) между компанией ПАО «Газпром» и индийской Engineers India, который предполагает изучение маршрута поставок трубопроводного газа в Индию, в рамках которого изучаются подготовленные ПАО «Газпром» предложения возможных вариантов. При этом наиболее реальной была перспектива реализации магистрального газопровода Иран-Пакистан-Индия, для чего представителями ПАО «Газпром» была проведена серия встреч со всеми заинтересованными сторонами и достигнуты определенные договоренности. Однако санкционная война против Ирана и имеющиеся военно-политические риски в регионе создают много препятствий на пути реализации данного проекта. Между тем выгоды остаются очевидными в условиях того, что имеющиеся у Индии возможности получения трубопроводного газа из Туркменистана ограничены его пропускной способностью, поставки СПГ весьма затратны. Также «Роснефть» приобрела 49,13% акций индийской Essar Oil Limited. Таким образом, компания «Роснефть» получила долю в современном нефтеперерабатывающем заводе в г. Вадинаре (штат Гуджарат, Индия).
Роснефть» также подписала ряд документов с ведущими энергетическими компаниями Турции, например, с Demiroren Group Companies о поставке нефтепродуктов в период 2018–2020 гг.
Можно также выделить совместные проекты России и Японии в энергетической сфере. Последняя стремится диверсифицировать поставки энергоресурсов в связи с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке. Так, доля японского консорциума Sodeco в проекте «Сахалин-1» составляет 30 %; в проекте «Сахалин – 2» компании Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 % и 10 % акций соответственно. При этом на экспорт в Японию идёт 20 % нефти, добытой на «Сахалин – 1», 30 % – с «Сахалин – 2», а также 80 % продукции открытого в 2009 г. в рамках проекта «Сахалин – 2» завода по производству сжиженного природного газа.
Кроме того, не стоит забывать, что значительную долю в поставках российского газа за рубеж составляет европейское направление, пока что самое доступное с точки зрения перемещения топлива трубопроводным транспортом.
3. Взаимодействие российских энергетических компаний с компаниями из стран-экспортеров нефти и газа.
Примерами подобного эффективного взаимодействия являются проекты ПАО «НК «Роснефть»» на Ближнем Востоке. Так, Qatari QH Oil Investments LLC владеет 18,93% акций российской компании, а также открыла в Катаре центр исследований и разработок, который фактически является полноценным представительством российской компании по продвижению ее интересов в регионе. Осенью 2017 г. «Роснефть» подписала соглашения с правительством Автономного региона Курдистан в Ираке о вхождении в пять блоков по добыче углеводородов на территории региона. Договоренности были заключены на условиях раздела продукции и с условием координации своих действий с британской BP. «Также «Роснефть» заключила рамочное соглашение с Ливией для дальнейшей проработки возможностей инвестиций в их нефтяной сектор. В Ливане «Роснефть» получила терминал по хранению нефтепродуктов в ливанском Триполи в операционное управление сроком на 20 лет. Сотрудничество России и Саудовской Аравии на нефтяном рынке сводится к подписанию документов, включающих договоренности по заморозке объемов добычи нефти.
ПАО НК «Роснефть» также является крупнейшим инвестором в нефтегазовую отрасль Венесуэлы. ПАО «НК «Роснефть» успешно реализует совместно с PDVSA пять проектов по разработке и добыче нефти.
4. Участие России в многостороннем и региональном сотрудничестве в прогнозировании, регулировании и стимулировании рынков сырьевых товаров, в первую очередь рынков энергоресурсов и цветных металлов, которые являются самыми неустойчивыми и подвержены спекулятивным факторам.
В многостороннем сотрудничестве среди важных направлений – развитие общих рынков энергоресурсов в ЕАЭС и участие России в сделке ОПЕК+.
В мае 2014 г. был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (вступил в силу 1 января 2015 г.), в котором раздел XX посвящён энергетике. Запланировано, что на территории государств-членов будут созданы общие рынки электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также газа. В период 2015–2017 гг. утверждены концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, газа, а по электроэнергии подписаны концепция и программа формирования рынка (более детализированный документ). Помимо работы в рамках Договора о ЕАЭС, в последние годы шло активное двустороннее сотрудничество между Россией и другими государствамичленами ЕАЭС (Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией) в нефтегазовой сфере. Например, Россия подписала соглашения с Арменией и Киргизией, в соответствии с которыми газотранспортная инфраструктура указанных стран переходит в собственность ПАО «Газпром» в обмен на инвестиции «Газпрома» в модернизацию ГТС.
При этом сотрудничество в энергетической сфере со странами постсоветского пространства не лишено проблем, поскольку приходится выстраивать взаимоотношения со странами-соседями в условиях разноуровневой и разноскоростной евразийской интеграции.
Во взаимодействии с Арменией ключевым остается вопрос цены российского газа с учетом, с одной стороны, обеспечения ПАО «Газпром» ежегодной чистой маржи в 9%, а, с другой стороны, сохранения внутреннего тарифа во избежание социально-политических потрясений. Одним из основных предметов переговоров является выработка долгосрочного механизма формирования цен на границе.
Во взаимодействии с Белоруссией ключевым проблемным вопросом является проводимый Россией налоговый маневр в нефтяной отрасли, который является камнем преткновения в более тесной двусторонней интеграции государств. Фактически Белоруссия теряет возможность «перетаможки» нефти, которая субсидировала белорусскую экономику ежегодно на сотни миллионов долларов. В условиях нарастающей напряженности в отношениях и нежелания России выплачивать не чем необусловленную компенсацию от налогового маневра, Белоруссия пытается найти альтернативных поставщиков нефти, ориентируясь, прежде всего, на Казахстан. Кроме того, появились проблемы, связанные с поставкой российской нефти на белорусские НПЗ.
Россия также фактически субсидирует экономику Киргизии, обеспечивая ей беспошлинную поставку нефти и нефтепродуктов. Пять действующих НПЗ Киргизии остаются недозагруженными, при этом введен запрет на реэкспорт российской нефти в Таджикистан и Афганистан. Кроме того, перспектива работы на киргизском направлении для российских нефтегазодобывающих компаний обусловлена отсутствием в Киргизии иностранных компаний. Что касается сотрудничества в газовой сфере, то феврале 2008 г. «Газпром» получил лицензию на проведение геологоразведочных работ, а в 2014 г. «Газпромом» был приватизирован пакет акций государственной компании «Кыргызгаз», что позволило создать монополию на поставки природного газа и стать собственником ГТС Киргизии. Кроме того, Киргизия воспринимается российскими нефтегазодобывающими компаниями как плацдарм для дальнейшей реализации проектов по расширению бизнеса в других государствах Центральной Азии, прежде всего, Таджикистане и Узбекистане, и участии в транспортно-коммуникативных проектах Евразии.
Традиционно наиболее острой является проблема транзита российского газа и прямых поставок газа ПАО «Газпром» Украине. Вопрос договоренности между сторонами давно перешел из экономической в политическую плоскость.
Российская сторона принимает активное участие в деятельности ОПЕК+. Она стала участником Соглашения о сокращении объемов добычи нефти (подписано в декабре 2018 г.), заключенного сроком на три года для снижения запасов нефти. По данным на декабрь 2019 г. все 24 страны-участницы Соглашения согласовали новые квоты, которые будут действовать в I квартале 2020 г. Всего, таким образом, добыча по сравнению с октябрем 2018 г. снизится на 1,7 млн баррелей в сутки, что соответствует примерно 1,7% мирового спроса на нефть. Страны надеются, что это поможет предотвратить избыток предложения и поддержать цены на нефть. Что касается России, то принято решение о том, что в первом квартале будущего года наша страна сократит суточную добычу нефти на 70 тысяч баррелей, доведя квоту до ежедневных 300 тысяч. При этом участие России в Соглашении не имеет для нее отрицательных последствий, поскольку в 2019 г. добыча российской нефти и конденсата достигла постсоветского максимума, даже несмотря на сокращение добычи в соответствии с квотами ОПЕК+.
В свою очередь, необходимость проведения активной российской энергетической политики вызвана тем, что вопросы обеспечения интересов участников мировой энергетической торговли выходят, как правило, далеко за пределы компетенции и возможностей отдельных энергетических корпораций. Для России, как страны с богатейшими природными ресурсами, имеющей не только национальное, но и глобальное значение, политика в области энергоресурсов, является исключительно серьезной сферой экономической дипломатии. Это, безусловно, очень мощный фактор влияния России на мировую экономику, но ее следует использовать с большой осторожностью, поскольку непосредственно затрагиваются интересы национальной безопасности иностранных государств - импортеров отечественного сырья. Иными словами, Россия может, при необходимости, обратиться к статусу сырьевой сверхдержавы, что ни в коем случае не должно ставить под сомнение ее репутацию надежного поставщика, который гарантирует бесперебойную поставку сырья партнерам.
1. Zuev V.N., N.E. Zlokazova, T.A. Meshkova et al. Global Economic Regulation. - M .: Master, 2009.
2. Prospects for the development of Russian-Japanese relations at a new stage: a workbook. 2019. No. 50. // URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/_2019.pdf
3. Rosneft. Annual Report 2017. Sustainable Growth // URL: https://www.rosneft.ru/docs/report/2017/download/full-reports/ar_ru_annual-report_pages.pdf
4. Russian oil and gas companies in Africa: achievements, challenges, prospects // URL: https://www.vestifinance.ru/articles/127284
5. Shavina E. Export infrastructure of the Russian oil and gas sector and its development in modern conditions // Geo-economics of energy. 2019. №2. S. 138-145